Василий Кричевский: любовь к прошлому и устремление в будущее

На прошлой неделе в НХМУ открылась выставка «Василий Кричевский. Между авангардом и традицией», где представлено около 70 живописных и графических работ художника. Некоторые из них показываются впервые. Мы решили вспомнить, почему Василий Кричевский является знаковой фигурой в истории украинского искусства.


Дом М. Щербаковского в Шпичинцах. 1949

 

В биографии Василия Кричевского цитируются слова Святослава Гординского: «Если представить себе искусство какого-то народа, как храм, опирающийся на колонны, то, собственно, одной из таких колонн украинского искусства был Василий Григорьевич Кричевский». Сегодня для нас не подлежит сомнению тот факт, что этот человек своей работой внес огромный вклад в развитие каждого из искусств. Его нельзя назвать только художником – он с таким же успехом был и архитектором, этнографом, педагогом, сценографом.

На протяжении своего художественного пути Василий Кричевский оставался верным одному принципу – любовь к прошлому и устремление в будущее. Это проявилось и в том, с каким трепетом он собирал и изучал этнографические материалы – образцы украинского народного искусства (большая часть коллекции и многие работы самого Кричевского сгорели в доме Грушевского, где тогда жил художник, из-за обстрела большевиками в январе 1918 года), и в его экспериментах с созданием украинского национального стиля в архитектуре, а также в том, как он использовал наследие украинской графики XVII-XVIII ст. и давал новую жизнь этому искусству в XX ст.

 

Церковь в Ходорове. 1947

 

История гласит, что в 1891 г. Василий Кричевский побывал на лекции о Генрихе Шлимане и его поисках Трои. Будучи пораженным этим рассказом, он символически отождествляет открытие Трои с будущим открытием Украины как носительницы неповторимой и самостоятельной национальной культуры. В 1902 г. для этнографической выставки XI Всероссийского археологического съезда в Харькове Кричевский создает типичную украинскую сельскую хату Слобожанщины, которая в итоге активно притягивает внимание посетителей. Следующей попыткой продемонстрировать возможное воплощение исконно украинского стиля было проектирование и постройка здания Полтавского земства в 1903 г. Продолжая двигаться по пути исканий национального образа модерного здания, Кричевский, тем не менее, осведомлен и в современных ему тенденциях. Это подтверждается тем, что позднее, будучи преподавателем в Архитектурном институте, Кричевский говорит о кольцевом планировании городов и городах-садах, о новациях Ле Корбюзье и Баухауза.

 

Дворик в Алуште. 1935

 

Многие исследователи считают Василия Кричевского и основоположником новой украинской книжной графики, называют «философом линии». Встреча с Михаилом Грушевским стала знаковой, так как именно они, в каком-то смысле, возрождают книгу как произведение искусства (явление, которое в течение ХХ ст. постепенно приходит в упадок), провозглашая принцип целостности содержания книги и графических элементов. Безусловно, в плане графики на Кричевского повлияло его первоначальное становление как архитектора – исполнение чертежей архитектурных планов привело к дальнейшей сдержанности рисунка и аскетизму в цвете. Вместе с тем он использует графические мотивы украинских старопечатных книг XVII ст., таким образом, продолжая украинскую графическую традицию.

Несмотря на то, что большая часть живописных работ Кричевского была уничтожена или утеряна, представляется возможным сделать некоторые выводы насчет его становления как художника. Его работы — крайне эмоциональны и поэтичны. Вновь, читая биографию Кричевского, находим интересный момент. В 1897 г. в Харькове он участвует в выставке и показывает свои крымские пейзажи, не имея при этом звания профессионального художника. В следующем году он решается поступать в Академию искусств в Петербург для получения академического образования. Однако профессора, посмотрев на его работы и на то, как за несколько часов он выполняет неотличимую от оригинала копию акварели из Франции, отказываются принимать Кричевского в виду того, что «Академия уже ничему не научит». Соединяя импрессионистический подход, экспрессивную выразительность, тягу к фактурности и обобщению, художник изучает образы природы, которая иногда несет на себе знак человеческого присутствия – Крым, пейзажи украинских городов и сел, Париж, позднее Каракас, где и закончит свой жизненный путь Василий Кричевский в 1952 г.

 

Натюрморт. Розы. 1949

 

Но до этого – активное участие в социальной и политической жизни, многочисленные достижения. Становление Украинской Народной Республики Василий Кричевский сопровождает созданием ее визуальных символов: Большой и Малый Гербы, денежные знаки. Он оформляет «Иллюстрированную историю Украины» М. Грушевского, первые тома «Украинского искусства» Вадима Щербаковского. Также Кричевский преподает и воспитывает целую плеяду его последователей: в Академии искусств (ликвидирована в 1922-23 гг.; позднее – Киевский художественный институт), в Керамическом институте в Миргороде. В 1925 г. художника приглашают консультантом на новую кинофабрику в Одессе, где он участвует в создании и оформлении многих кинофильмов и знакомится с Александром Довженко.

Как и многим другим общественным деятелям, Василию Кричевскому не удалось избежать политического давления: он побывал и в камере смертников, однако был освобожден благодаря ученикам и коллегам, заступившимся за него; спроектированный им музей Т. Шевченко в Каневе подвергся цензуре и был закончен не таким, каким его задумал художник в самом начале.

 

Натюрморт ''Ноябрь''. 1949

 


Тифлис. 1921

 

Сегодня же, при попытках выстроить единый нарратив украинского искусства, мы иногда сталкиваемся с проблемой обозначения разнородных явлений, происходящих в определенный период времени. Говоря о Василии Кричевском, довольно сложно охарактеризовать его художественный путь в рамках одного художественного проекта. Без сомнения, он принимает непосредственное участие в утверждении украинского национального варианта модерна, желая его легитимировать на уровне общеевропейском, что было, в общем-то, распространенным для романтического течения. Авангард же в свою очередь конституируется как интернациональный проект (дискуссия по поводу определения «национальных авангардов» длится до сих пор); Кричевский же не порывает связи с традицией, скорее делает ее главенствующей в своем творчестве. Поэтому о нем нельзя говорить как о художнике авангарда, хотя, безусловно, он был отлично осведомлен в современных ему идеях и теориях, и авангардные тенденции все же проявляются: с одной стороны, это видно при анализе его графики и архитектуры на формальном уровне; с другой стороны, Кричевский, являясь настолько разноплановой и универсальной личностью, синтезируя искусства, предстает предшественником художника-авангардиста, радикализирующего свое высказывание и бытие.