Вассан Аль-Худхайри: «Если ты хочешь делать все по-своему, ты должен работать один, в группе такой подход невозможен»
Уже на следующей неделе открывается 9 Биеннале в Кванджу. Одна из главных интриг этой биеннале – как будет выглядеть выставка, носящая название «Круглый стол», созданная шестью женщинами кураторами. Безусловно, ответом станет непосредственно экспозиция, а пока в серии интервью с сокураторами биеннале в Кванжду у нас есть возможность узнать, каково это работать в группе и как сделать целостную экспозицию в таких условиях.
Сокураторы:
Нэнси Адахания (Индия), Вассан Аль-Худхайри (Катар), Мами Катаока (Япония), Ким Сунчун (Южная Корея), Кэрол Инхуа Лу (Китай), Алия Свастика (Индонезия).
Вассан Аль-Худхайри, сокуратор 9 Биеннале в Кванджу, куратор, который специализируется на современном искусстве из арабского мира. Первый директор Арабского музея современного искусства в Катаре. Вассан родилась в Ираке, жила в Кувейте, Саудовской Аравии, Египте, Великобритании и США, где работала в Бруклинском музее в Нью-Йорке.
Екатерина Филюк Когда вам поступило предложение стать куратором 9 Биеннале в Кванджу и вы узнали, что кроме вас назначено еще 5 сокураторов, что вы почувствовали, какие были ваши первые мысли?
Вассан Аль-Худхайри Я очень обрадовалась, мне было невероятно интересно попробовать работать в группе, потому что до этого я всегда работала одна. Почти обо всех 5 кураторах я много слышала, но не работала ни с одной из них, поэтому для меня это была еще и возможность установить новые связи, научиться чему-то новому, перенять опыт.
- Вы работаете вместе уже почти два года. Что изменилось с тех пор?
- Чтобы ты не делал в группе или коллективе, у разных людей всегда своя динамика, свой тип выстраивания отношений с другими, но я по-прежнему считаю, что это отличная возможность сотрудничать с кураторами из разных регионов, с разным багажом и сферами интересов. Мне кажется, нам удалось найти некоторые точки пересечения и это отразится в экспозиции. Конечно, работая в группе всегда необходимо помнить о толерантности, пытаться осмыслить свое место в коллективе и то, как ты можешь взаимодействовать с другими. И это занимает гораздо больше времени, чем работа, выполняемая самостоятельно. Тебе все время приходится переосмысливать себя и свой опыт, занимать определенную позицию. Для меня это было самым сложным, потому что большую часть подготовки к биеннале я все еще возглавляла музей в Катаре и курировала выставки самостоятельно. Это можно сравнить с ношением двух разных шляп в разных местах.
- На лекции вы сказали о том, что решили не скрывать разногласия в группе и не притворяться одним целым, не являясь таковым. Каким же образом ваши разногласия и ваши идеи будут отражаться в экспозиции?
- Я рассматриваю тему биеннале, которую мы избрали, «Круглый стол», как некую рамку, структуру, в которой я могу продемонстрировать свой подход. Поэтому я развивала свою отдельную подтему, которая посвящена памяти и истории и, надеюсь, она будет созвучна другим подтемам. Художники, с которыми я работала, появятся во всех залах Биеннале Холла, как минимум один в каждой секции и один снаружи. Подтема, с которой я работала, достаточно гибкая, как впрочем, и все остальные подтемы, поэтому должно получиться много пересечений и диалогов между разными работами. С самого начала я понимала, что не хочу работать с отдельным пространством, это противоречило моему пониманию группового кураторства. Для меня было важно, даже осознав тот факт, что мы не можем действовать как единый отлаженный механизм, попытаться лавировать между различными мнениями и интересами, и самым сложным в этом процессе, безусловно, было собрать шоу воедино. Мы ведь не находимся все время в одной комнате, где каждую работу, каждое решение можно обсудить с другими. Процесс общения по электронной почте, вся эта бесконечная переписка – это было сложно. Сейчас мне интересно увидеть, что же получится в результате.
- Потому что каждая из вас до сих пор не слишком много знает о работах и художниках друг друга.
- Да, именно. И это немного пугает. Конечно, есть части, которые идеально работают вместе, вчера я установила свою первую работу и увидела, что она хорошо перекликается с пространством Нэнси. Я увидела очень интересные и неочевидные связи между ее темой и моей. Думаю, в экспозиции будут очень сильные точки пересечения, но я все еще немного переживаю, как выставка будет выглядеть в целом.
- У каждой из вас свой список художников, есть ли среди них такие, которые представлены сразу у нескольких кураторов?
- Мы все время пересылали друг другу имена художников и их презентации, обсуждали их, и поскольку мы остановились на концепции круглого стола, где каждый может привнести что-то свое, решили не включать одного и того же художника в разные списки. Случалось, что Кэрол или Алия предлагали кому-то из нас того или иного художника, считая его работы подходящими для той или иной подтемы, мы много дискутировали и советовались, в результате пришли к единому списку, где ни одно имя не повторяется. При этом каждая подтема вполне конкретна и отделена от других. И в результате имеем два отдельных пространства для работ, отобранных Нэнси и Кэрол и четырех кураторов, которые решили представить своих художников в едином пространстве.
- В конечном итоге как принимались решения по тому или иному вопросу? Вы голосовали?
- Мы очень много дискутировали. Пытались найти подходящие аргументы, для того чтобы убедить одного из кураторов. Например, нам всем могла нравиться работа одного художника, но она уже демонстрировалась на биеннале, поэтому мы принимали решение ее не показывать, предлагая вместо этого показать другую работу этого художника. Думаю, были и такие моменты, когда кто-то хотел показать определенного художника, но вся группа была против и, конечно, это были не самые приятные моменты, но их нельзя избежать, работая в группе. Почти всегда мы соглашались с мнением большинства. Очень часто приходилось находить компромиссные решения, потому что, если ты хочешь делать все по-своему, ты должен работать один, в группе такой подход невозможен. Кто-то из нас был более склонен к сотрудничеству, кто-то мене и, возможно, это проявится в экспозиции. Но это природа групповой работы. Мы ведь все разные.
Екатерина Филюк