Вечно живые цветы в проекте Елены Ревы и Алины Якубенко «Blooming»

12 октября в рамках 31-й Ukrainian Fashion Week прошел показ коллекции S/S 2013 бренда ELENAREVA. Специально для этого показа украинская художница Алина Якубенко, участница группы ubik., создала видеоинсталляцию, которая дополнила тему весеннего пробуждения, что легла в основу коллекции.

Елена Рева однажды увидела на выставке в Париже ткань с принтом английской розы и результатом этой импрессии явилась коллекция ‘Blooming’— «гимн цветению, единение формы и образа», как говорится в описании проекта. Сценография Алины Якубенко стала гармоничным дополнением всего показа. Художница представила видеопроекцию, изображающую бесконечно распускающиеся цветы.

Дизайнер Елена Рева не первый раз привлекает к сотрудничеству украинских художников. Так, однажды ей приглянулась стереоживопись Татьяны Гершуни, которую художница представляла на ярмарке ART KYIV Contemporary в прошлому году. На этот раз в процессе подготовки новой коллекции под названием ‘Blooming’ дизайнер увидела инсталляцию Алины Якубенко, представленную на Первой Киевской биеннале современного искусства ARSENALE 2012, и увидела схожие настроенческие нотки со своей грядущей коллекцией.

Затем эта же коллекция (‘Blooming’) была представлена в Москве в рамках Mercedes-Benz Kiev Fashion Days (MBFD) уже в коллаборации с художником и фотографом Сашей Курмазом (Гомером).


 

[Дизайнер]  Елена Рева об идее коллабораций с украинскими художниками

На Западе громкие коллаборации Домов Моды и известных художников происходят регулярно. При чем, это могут быть как очень коммерческие проекты – как Такаши Мураками для Louis Vuitton, так и «искусство ради искусства». Например, обувь из рисовой бумаги, которую создал Пенг Вей для Sergio Rossi. Мне всегда было интересно наблюдать за такими взаимодействиями, но каких-то особых планов я не вынашивала. Все произошло довольно спонтанно: я увидела работы Тани Герушни в офисе Kadygrob & Taylor Art Projects и просто влюбилась в ее стереоживопись. Тогда и возникла идея перенести проект «Двойной портрет художника» на ткань. Таня согласилась на этот творческий эксперимент. Так я пришла к искусству.

Меня поразила работа Алины Якубенко на Первой киевской биеннале. Она была настолько настроенческой – художница очень тонко работала со светом, с цветом, со звуком, что это не могло не удивить. Мне показалось, что этот проект – гимн красоты и единения природы. Это было очень созвучно идеи новой коллекции, посвященной весеннему пробуждению, и я предложила Алине сотрудничество. Очень важно, что показ, для которого Алина готовила проекции, проходил все в тех же стенах Мыстецкого Арсенала. В его сумрачных залах получилось воссоздать волшебство – наши гости полчаса слушали чириканье птиц и смотрели на то, как вырастают, словно, из неоткуда, огромные цветы.

[Художница] Алина Якубенко о своей видеоинсталляции для ‘Blooming’

Так как я  по образованию художник кино и театра мне было  интересно поработать по специальности, создать сценографию  для показа. 

Для показа коллекции Елены Ревы я сделала видеопроекцию. Идея моих видеороликов в том, чтобы показать вечно растущие цветы,  они расцветают и расцветают, не отцветают, не увядают, а циклично цветут, как  девушки, которые ходят по подиуму – они всегда молоды и красивы, как будто старость  им не грозит вовсе.

Изначально я отталкивалась от настроения и темы коллекции, так как это первостепенное, ведь сценография не должна отвлекать, она призвана подготовить зрителя, создать особую атмосферу для лучшего восприятия. Она не должна ее перекрикивать, а быть в достаточной мере деликатной. Здесь важно понимать, что сценография – это не  полноценное  художественное произведение, и  моя робота  рассчитана  исключительно на контекст показа.

Нельзя сказать, что инсталляция «Тамагочи», представленная на биеннале, легла в основу видеопроекции к показу ‘Blooming’ в том же виде, что и на ARSENALE 2012. Это другое качество и смысл проекта. Я не люблю одну и ту же роботу использовать несколько раз.

Проект "Тамагочи" в Центре визуальной культуры


Проект «Тамагочи», представленный на биеннале, был создан  как серия уличных видео-инсталяций. Впервые я его показала в городском пространстве Киева и Львова. После этого в 2011 году мы делали одноименный проект в Центре Визуальной Культуры при НАУКА. Это проект про загробный цифровой мир живой природы. Название по мотивам всем известной  игрушки ‘tamagotchi’, которую нужно было кормить и опекать, иначе она капризничает и ломается. Человечество уже давно не кормит своих "тамагочи" и единственное, что от них остается  это цифровые  призраки  исчезнувших видов в пространстве интернета. Проект состоит из роликов, вырезанных из научно-популярных фильмов про природу. Изображения животных взяты из фильмов и спроецированы на прозрачные экраны. Таким образом создается иллюзия реальности возвращения в жизнь того, что  было некогда живым.

О взаимодействии моды и скусства

[Дизайнер] Елена Рева  Безусловно это положительный опыт. Когда дизайнер объединяет свои усилия с художником, одежда получает другой вес. Взаимодействуя с миром искусства, обычный материал обретает новые смыслы. Мы уже не просто шьем платья, мы предлагаем образы.

[Художница] Алина Якубенко Это не первый и не последний случай сотрудничества индустрии моды с искусством, хотя мода это ведь тоже искусство…  В исторической практике масса примеров!

Коллекция S/S 2013 бренда ELENAREVA. Мыстецкий Арсенал


[Художница] Алина Якубенко о моде

Хоть я и изучала историю костюма, я бы  не сказала, что разбираюсь в моде или  интересуюсь ею в том смысле, чтобы посещать показы или листать глянец – в таком случае нет, не интересуюсь модой.

Когда я была студенткой, мне нужно было сдавать сложный предмет "моделирование костюма в пространстве". К зачету нужно было сконструировать костюм к пьесе. Последнюю ночь перед сдачей я взяла свое платье-колокольчик и, приложив к простыне, вырезала две части, кое-как сшила, наляпала красной краски в районе груди, и чтобы преподаватель не проверил швы и качество скроенного, я одела не себя и пошла сдавать, со скрипом получив «четверку» за свой «костюм Джульетты». Так что я знаю наверняка – создавать одежду дело не простое.

[Дизайнер] Елена Рева об искусстве

Я открыта ко всем видам искусства и ко всему новому. Например, если говорить о скульптуре – мое последнее сильное впечатление – выставка Тони Крега в Лугано, если о живописи – серия трогательных работ с беременными женщинами Артема Волокитина.

Коллекция S/S 2013 бренда ELENAREVA. Мыстецкий Арсенал

 

[Дизайнер] Елена Рева о будущих коллаборациях с художниками

Безусловно я бы хотела продолжить сотрудничество с украинскими художниками. Сейчас я вообще не представляю себя без такого сотрудничества. Только вчера закончился наш новый проект – инсталляция в рамках Mercedes Benz Fashion Days. Мы представили коллекцию s/s 2013 и проект Blooming, на сей раз в интерпретации молодого художника Саши Курмаза. Поскольку MBFD проходил в необычном для модных шоу месте – двухэтажном салоне Mercedes, выполненном, в основном, из стекла, мы подумали, что если моду так интересно интегрируют в непривычную для нее среду, то было бы здорово сделать что-то, что не вписывается в рамки этой локации. Так появилась идея создать посреди fashion-зоны весеннюю лужайку. Наши модели готовились к показу, а попали сюда и вот теперь прямо в платьях из новой коллекции поливали цветы, чистили траву, загорали с журналом Vogue и т.д. Все это безумное действо, длившееся три дня и собиравшее десятки людей, Саша снимал на пленку. Так что скоро мы покажем вам документацию проекта глазами художника. 

Проект Елены Ревы 'Blooming' в интерпретации Саши Курмаза


[Художница] Алина Якубенко о планах и возможных коллаборациях с дизайнерами

Вот один раз я уже попробовала и может быть еще когода-нибудь соглашусь на подобный эксперимент. Например, мне было бы интересно сделать принты на одежде, к тому же я уже делала такое для себя. На данный момент я работаю  над несколькими медиапроектами, а также занимаюсь живописью.

 

 

 

Фото: Елена Рева, Алина Якубенко, jetsetter.ua