Великий Перевоз – украинский Барбизон?

Вчера, 25 января, в киевской галерее «Лавра» закрылась выставка «Великий Перевоз. Резиденция».

Представленные на выставке произведения явились результатом первого года работы над проеком «Резиденция», который начался в марте 2010 и завершился в апреле 2011. В рамках проекта художники, приглашенные Тамарой и Александром Бабак, работали на пленере в селе Великий Перевоз (Полтавская область).

Общий вид экспозиции

В 1989 году живописные пейзажи Великого Перевоза пришлись по душе супружеской паре художников, киевлянам Тамаре и Александру Бабак, и они решили купить здесь дом на окраине. Подворье для художников стало чем-то большим, нежели просто дачей, где можно устроить кратковременный отдых от городской суеты. Это – Резиденция, где живут, работают, медитируют и отдыхают в любое время года. Жизнь на даче превратилась в сплошной творческий процесс.

Дом всегда был открыт для коллег и друзей, поэтому в 2010 у Тамары Бабак возникла идея привлечь гостей к творческому процессу. Действительно, если художник посещает местность, которая его вдохновляет, так почему бы не дать ему возможность здесь и воплотить свои идеи?

Тамара Бабак стала куратором проекта, а его сооснователем – Юрий Осламовский – почитатель современного искусства, коллекционер и единомышленник Татьяны Бабак. Так и возникли пленэры, которые получили простое и красноречивое название, – «Резиденция».

Тут следует заметить, что суть подобных мероприятий отличается от того, что происходило в XIX веке, когда импрессионисты выходили из мастерских на природу, дабы запечатлеть тончайшие нюансы состояния природы в ее подвижности и изменчивости. На сегодняшний день пленэр – скорее повод выдернуть группу художников из привычнных мастерских на новое место, создать им условия для работы и дать возможность предельно сосредоточиться на творчестве.  

Итак, художники в Великом Перевозе, художники о Великом Перевозе, а также их стили, направления, видение и мироощущение...

 

Александр Бабак: "Великий Перевоз для меня – это 25 лет творческой жизни. Тут я нашел свою тему".

Диптих «Груша»

 

Алексей Аполлонов: "Цвет порождает образ. Образ порождает ассоциацию, символ. Символ вдохновляет на создание целой серии. Когда ты уже находишься в плену образа, начинается захватывающее путешествие".

С. Великий Перевоз. № 10, №11, №12

 

Елена Придувалова: "Поиск нужной линии, цвета, пятна, соотношения-несоотношеия – и так каждый день. Уже много лет".

Синий интерьер 

Диптих «Первое дыхание весны»

 

Владимир Кабаченко: "Я родился на берегу реки Ингул. Там такой тростник, что и жираф спрячется. И такие щуки, что жираф проглотит. И такие рыбаки, что и тех щук руками словят. И какие же там должны быть художники?"

Гора 3

 

Сергей Гай: "Прошлогодним жарким летом позвонил мне Сашка Бабак и предложил принять участие в пленэре на Полтавщине. «... за курганом курган, а там – степь и могила». Никогда раньше я еще не видел такой обласканой и ухоженной земли с таким хорошим урожаем. Церковь, в которой крестили Гоголя, к сожалению, была уничтожена. Запомнилась рыбалка на реке Псел. «Не люблю рыбачить, когда не клюет», – сказал я. «Странно», – услышал тихую реплику от Саши".

Из цикла «Всадники» 1

 

Владимир Богуславский: "Горящее солнце, садящееся за горизонт, бросает золотисто-красные лучи вокруг, и все преобретает чрезвычайно величественный, торжественный и мистический характер. Поля, высушенные на солнце травы, говор сверчков и пчёл – все это взрывается и захватывает, не оставляя места всяким суетливым и второстепенным вещам. Здесь, оказавшись в омуте гоголевской стихии, чувствуешь связь с настоящим миром, миром, по которому все мы скучаем. Исчезающие признаки старинной культуры кое-где появляются очертаниями ночи, как привидения прошлых времен. Они невидимы, размыты, как символы. Здесь все значимо, монументально и правдиво, как вечность".

Из серии «Тишина» 1

 

Владимир Будников: "Летом в Великом Перевозе была непереносимая жара. Поэтому все мои пейзажи увидены сквозь призму раскаленного воздуха. В них даже просматривается что-то вроде эффекта «соляризации» – солнце как будто «выпалило» яркие цвета, и оптика пейзажа изменилась".

Вверху: Вечер I. Внизу: Дорога    

 

Влада Ралко: "Работая в Великом Перевозе, я созерцала окружающую красоту будто «глазами иностранца». Возможно, потому, что в соседих Шишаках образовалась целая московская колония, и река Псёл, мистическая и гоголевская, стремительно покрывалсь глянцем гламурного курорта. А, возможно, и из-за остроты потребности дистанциирования от объекта созерцания. В итоге, мои купальницы и закаты солнца начали набирать черты рекламного постера: «Приезжайте в Перевоз! Лучшие купальницы и лучшие вечера – у нас!». Но здесь правда настоящая, «пышная» Украина, такая, какой ее рисуют в школьных учебниках".

Слева: Великий Перевоз. Справа: Гора

Жарко

 

Виктор Покиданец:

Там лелеки в синій волі,

Верби миють коси в Псолі,

Над селом дрімає хмара.

Там Гора і там Тамара.

1. Аист. Великий Перевоз                          3. Аист. Великий Перевоз   

 

Алексей Маркитан: "Великий Перевоз. Центральная Украина. Будто попал в утробу матери ­– ощущение защищенности и успокоенности..."

Солнечный дождь   

 

Игорь Ступаченко: "Истинный цвет отражается во многих ипостасях. Однако не он один выливается и струится в них, цвет зависит от того, что его создает, держит и укрепляет в его тождественности. Цвета имеют порядок архетипов и не ограничены в простоте – их рассматриваешь как отражение в воде. Но материя посвюду в равной мере касается и не касается отдельного цвета в зависимости от силы приближения. Во всем, что состоит из частей, должна быть общая причина, и каждый цвет способен быть этой причиной для всего, чему он свойственен. Однако он не может быть материей. Любой цвет не является истинно безграничным, ведь не только части разного цвета стремятся ко множественности, но и сами цвета, разделенные тысячами границ и размеров, которые зовутся безграничными, остаются для нас необъятными".

Сверху вниз: 5.   8.    9.

 

Елена Бабенцова: "Дорога на Великий Перевоз – ландшафт вызывает скуку... Великий Перевоз – Удивление! Багатейшая природа (растрепанная: сложно «причесать»). Здесь земля притягивает взгляд к себе, претендуя на доминацию в пространстве. Торжество земли: буйная раскидистая природа стремится «вывалиться» за рамки формата. Вдруг возникает река ­– зона примирения – отзеркаливание неба. Иконы Богородицы и Архистрагита Михаила в иконостасе Спасо-Преображенской церкви в Великих Сорочинцах – зеркало красок окружающей Природы. Тамара и Саша Бабаки = Великий Перевоз, соавторы этого удивительного места".

Великий Перевоз. Присутствие (III). Великий Перевоз. Присутствие (IV)

 

Петр Гончар: "Побывав на вашем пленэре, узнал, что пейзажи можно писать и с натуры. Это дало возможность еще больше формализовать отношение к природе и таким образом еще на шаг приблизиться к ней. Бабаки, слава вам!"

1

16. 11.

 

Нина Денисова: "На горе поражает огромное пространство, и я будто натолкнулась на саму себя, маленькую капельку непостижимого мира. Рисую. Все тайна, ответа нет".

Вверху: Гора. Внизу: Одинокое дерево

 

Николай Малышко: "Неизвестное ставит значительные требования относительно вопроса: «Как быть?» Найдется ли ответ, или останется без ответа, тайной, и будет и дальше нарастать?"

Предчувствие Великого Перевоза

Вверху: Вечереет. Внизу: Лес. Шишаки

 

Александр Дубовик: "Искусство должно нести в себе тайну. Подобно поэзии, недосказанность будит фантазию. Источник долголетия картины – в ее способности перевоплощаться в новых и непредсказуемых условиях. Язык знаков и символов вечен".

Букет

 

Анатоль Степаненко:

Зимы. Безымянные и безцветные. Проходят.

Не оставляя следа бледнут.

Суеверные и суетливые западаем в спячку.

Бредить в уюте, прижимаясь к теплу.

Кит – тайный сторож ночи. Сквозь пугливую тишину распознает глубинные отдаленные движения. Химера извечного носорога, того, который поселился в недрах темной горы, хрипло вздыхает глубоко под снегами. Отзвук далекий и призрачный замирает в сельской утвари, что сгубила суетливую предметную сущность и превратилась в тайну, чуть узнаваемые признаки бытия. А дух эфирно и дразняще взлетает над морозными просторами, теряется за горизонтами заснеженных ландшафтов.

Вид на реку Псел

 

Анатолий Криволап: "Великий Перевоз для меня – это Бабак и холмы, которые я видел в их разном состоянии – и летом, и осенью, и зимой".

Заснеженная дорога 

Горизонт. Великий Перевоз

 

Материал взят из каталога к выставке "Великий Перевоз. Резиденция"

 

 

 

Вера Ганжа