Венецианская Архитектурная Биеннале 2010. Пристальный взгляд

Мы продолжаем публикацию материалов про Венецианскую Архитектурную биеннале 2010. В этой статье, заключительной, автор попыталась разобраться, какие же проекты стали самыми необычными на 12-й Биеннале Архитектуры?

 Канадский Павильон на Архитектурной биеннале 2010

Канадский павильон представляет проект «Hylozoic Ground», иммерсивное интерактивное пространство, которое является частью серии работ на гилозоическую тему. Согласно гилозоизму у всех предметов есть душа, и инсталляция является попыткой доказать эту философию с помощью невесомости и ассоциаций с перенесением в другой мир, где из темноты окружения выступают экзотические белые растения. Над созданием проекта работал междисциплинарный коллектив дизайна из Торонто совместно с университетом Уотерлу под кураторством архитектора и скульптора Филипа Бизли (Philip Beesley).

 «Hylozoic Ground» - это уникальный канадский архитектурный эксперимент, который изучает качества современного неисследованного пространства. Проект трансформировал Канадский Павильон в искусственный лес, сделанный из запутанной сетки небольших прозрачных акриловых волокон, покрытых сетью интерактивных механических листков, фильтров и усиков.

 Десятки тысяч легких, соединенных цифровым способом компонентов и оснащенных микропроцессорами и сенсорами, которые реагируют на присутствие человека. Эта отзывчивая среда функционирует как гигантское легкое, которое вдыхает и выдыхает воздух вокруг людей. Порядок сенсоров и приводы, которые запоминают форму, создают волны сопереживающего движения, что манят зрителей в сверхъестественные мерцающие глубины мифического ландшафта, хрупкого леса света.

 «Гилозоизм – прекрасное греческое слово, которое значит, что жизнь выходит из материи. В этом проекте гилозоизм очень специфический – мы работаем с легкими материалами, электричеством, химией. Их совместное взаимодействие создает архитектурную симуляцию жизни, но вдруг эти соединения начинают действовать как жизнь, как вид существования. Это создание новых форм искусственной жизни. Но этот проект начинается с очень примитивного вида архитектуры – ответной архитектуры, которая задает пространство, объединяет его части с помощью сетчатых сплетений, работающих без помощи механизмов. Действие само создает и заполняет пространство. Присутствие микропроцессоров добавляет интеллекта, а частицы начинают работать друг с другом как коралловый риф.

Возможности архитектуры, благодаря которым она отвечает нам, заботится о нас, вселяют надежду и оптимизм. » - Филип Бизли (Philip Beesley).

 Австрийский Павильон на 12-й Архитектурной Выставке

«Ми участвовали в трех очень больших проектах в Австрии за последние несколько лет – Gasometer D-1, бизнес школа в Вене и проект дома на  Ваграммерштрассе (Wagrammerstrasse). Поэтому у нас есть опыт работы с большими и спорными проектами. В этом году появляются новые идеи, новые возможности, новые предложения и методы. Приходит новое мышление из Австрии, также как и Австрию. » - Эрик Оуэн Мосс (Eric Owen Moss).

 Проект получил название «Под конструкцией» (“Under construction”). Он должен показать нечто новое в самом процессе – перерождения, переоценку и переосмысление значения архитектуры. Внешняя часть павильона представляет международное сотрудничество австрийских архитекторов с разными странами, а внутренняя показывает работы разных архитекторов со всего мира, которые работают с Австрией. Второй частью проекта и важным пунктом для министра Клаудии Шмидт есть образование, целью которой есть приглашение в Австрийские университеты иностранных архитекторов и их сотрудничество. Куратором проекта выступает архитектор Эрик Оуэн Мосс.

 Визуально инсталляция состоит из модулей архитектурных сооружений, которые показывают средний этап в строительстве зданий. Интерьер павильона поднимает в пространстве каркасы зданий и его соседние части.

 «Мы решили, что внутренним голосом архитектуры выступает объект, который получается во время создания пространства, формы, материала создают архитекторы. Обычно, аудитория, зрители, обсуждают проект. Но критиком является зрительное восприятие, а не осмысление. Преимущество у глаз, а не рта. » - Эрик Оуэн Мосс.

 Британский Павильон

«Вилла Франкенштейна» - такое ироничное словосочетание в этом году стало  названием Британского павильона на Биеннале 2010. Название конкретно ссылается на идею критика британского викторианского общества и историка архитектуры Венеции Джона Раскина (John Ruskin). Проект основан на обмене идей между Венецией и Соединенным Королевством. Центром павильона, представленный как «Стадион близкого осмотра» («Stadium of Close Looking»), стала модель секции лондонского олимпийского стадиона для 2012 года в масштабе 1/10, интерпретированная объединением архитекторов «muf» совместно с инженерами компании Atelier One, построенная венецианским плотником Спацио Легно (Spazio Legno). Эта гибридная структура действует как платформа для рисования, дискуссий и научного исследования.

 Тема «Сделано в Венеции» продолжается серией отдельных инсталляций в павильоне, включая 15-ти метровую экологически чистую глыбу болотной соли, которая показывает связь с флорой и фауной венецианской лагуны. Другие инсталляции, в том числе и новый проект Вольфганга Шеппе (Wolfgang Scheppe) – изображения на дневниках известного английского мыслителя Раскина, серия исторических фотографий Венеции, сделанных Альвио и Габриеллой Гаваднин. Фундация имени Раскина одолжила его семь Венецианских дневников (1849‐50) университету Ланкастер, их электронные копии теперь доступны для исследований в Венеции.      

 «Название полностью соответствует виденью Раскина. Он говорил о перенесении камней Венеции в британские предместья. А согласно Франкенштейну – иногда бывает опасно переносить идеи с одного места в другое. Британский павильон – это часть Британии. И если обычно Британия переносит Венецию домой, то в этот раз мы хотели перенести Венецию в этот павильон. » - Лиза Фьор (Liza Fior), архитектурное объединение «muf».

 Завершение Биеннале

А последним событием Архитектурной Выставки станет дискуссия «Люди встречаются в архитектуре» с главным куратором Казуо Седжима (Kazuyo Sejima) 20 ноября. Это будет своеобразным способом подбить итоги 12-й Венецианской Архитектурной Биеннале. «Родилась новая Биеннале, выставка, которая принимает иностранные павильоны как участников, и разные университеты, как посетителей. Это новый альянс под названием архитектура и ее соседних дисциплин, что стало новым импульсом к посещению Архитектурной Биеннале, как международного пункта паломничества как для преподавателей, так и студентов. » - заявил президент Венецианской Биеннале Паоло Баратта (Paolo Baratta).

На видео: 1. Интервью с Филиппом Бизли. 2. Австрийский павильон. 3. Британский павильон