Венок для Сары Бернар
В мировой истории искусства навсегда запечатлелось имя Сары Бернар - выдающейся французской актрисы, которую считают эталоном актерского мастерства и часто называют Божественной Сарой. При своей жизни она достигла триумфального успеха, а в начале XX века ее называли «самой известной актрисой за всю историю». Об этой невероятной женщине и о том, что именно связывает ее с Киевом рассказала в своей статье Наталья Кудря-Маршал.
На рубеже 19 и 20 столетий артистический талант Сары Бернар завораживал души и сердца широкого круга театралов Европы и Америки, удостоился бессмертной славы и оставил после себя очень противоречивые воспоминания. Ею восхищались Золя, Гюго, Михаил Нестеров, а афиши с ее златокудрыми героинями вознесли Альфонса Муху на вершину мировой славы. Бернард Шоу посвятил ей много страниц остроумной и желчной критики, Тургенев в письме к Полонской назвал ее "кривлякой", а вот Станиславский, который в театральном искусстве разбирался "немножко" больше Тургенева, считал Сару Бернар образцом совершенства: красивый голос, прекрасная дикция, непревзойденная пластика, утонченный художественный вкус. Следует признать, что невозможно представить развитие театра 20-го столетия без творческого вклада этой женщины - ее революционные сценические решения и находки, характерные жесты и ходы с освещением вошли в мировую сокровищницу театральной режиссуры и стали привычным атрибутом многих современных спектаклей. Память о Саре Бернар сохраняют короткие ленты "великого немого", мемуары ее и ее современников, анекдоты, музейные стенды и предметы, побывавшие в ее окружении. Вот об одном из них и пойдет дальше речь.
В Бискайском заливе раскинулся Бель-Иль-ан-Мер или "прекрасный остров в море" - один из крупнейших островов Бретани, пейзажи которого вдохновляли Матисса и Моне. Именно здесь были написаны известные на весь мир "Иглы Порт-Котон" - морской пейзаж с островерхими обломками скал, мотив которого Моне изобразил на других 38 картинах, одна из которых после Великой Отечественной попала в музей имени Пушкина в Москве. А еще остров известен тем, что здесь находится крепость Вобана - настоящее произведение фортификации с каменными валами, перекидными мостами, утонченной эшогетой и многими фортами, построенными по проектам Себастьена Ле Претра де Вобана, гениального инженера, архитектора и маршала Франции времен "короля-солнца" - Людовика XIV. Именно в одном из его фортов Сара Бернар обустроила себе летнюю резиденцию. Бели-Иль-ан-Мер пленил сердце тогда уже известной актрисы и она приобрела часть небольшой косы Пулен - одно из маленьких чудес острова, которое во время отлива становится роскошным пляжем с нежным песком и мелкой белоснежной галькой, а в прилив море отделяет этот уголок от всего острова и превращает его в маленький островок со своим собственным маяком. Вот здесь, на косе Пулен, великая трагическая актриса нашла декорацию, достойную величия ее таланта. Теперь, в ее бывший летней резиденции на косе Пулен организован музей при участии всех театральных художников Франции, которые не просто отдали дань памяти великой актрисы, они, казалось, просто взорвались благодарностью за то культурное наследие, что она оставила после себя. Но так было не всегда.
Сразу после войны, дом на косе Пулен был опустошен нацистами, крепость Вобана совсем не блистала позолотой на символах власти бывших королей Франции, потому что сама Франция, как и вся Европа лежала в руинах, а у национального министерства культуры не хватало средств на содержание этой крепости и многих других, не менее выдающихся замков. Возникает вопрос: как же так случилось, что все эти форты и сама крепость все же сохранились до наших дней и сейчас находятся в прекрасном виде? А все потому, что в любые времена во Франции находились энтузиасты, которые не ждали государственного финансирования и сами прилагали усилия, чтобы сохранить то прекрасное, что досталось в наследство от предыдущих поколений. К счастью, для крепости Вобана тоже нашелся такой ангел-хранитель. Им стал Андрэ Ларкету, гражданский инженер, который влюбился в Бель-Иль и все что с ним связано, выкупил всю полуразрушенное крепость из государственной собственности с обязательством ее восстановить. Вложив свои средства в реставрацию крепости, он полностью выполнил свои обязательства, отстроил перекидные мосты, приобрел старинную мебель для восстановления интерьера, а еще сделал бесплатным вход в музей для местных жителей. Кроме того, он собрал внушительную коллекцию оригинальных предметов, связанных не только с историей крепости, но и с выдающимися лицами, ранее живших на острове. Таким образом, коллекция частного музея в крепости Вобана превратилась в прекрасную увертюру к рассказу о быте Сары Бернар на косе Пулен. Часть экспозиции, посвященной ей, представляет оригинальные вещи, которые действительно принадлежали актрисе. Наш соотечественник, которого ветер странствий занес бы в этот музей, был бы приятно удивлен, найдя здесь одно интересное украшение, о котором и идет речь изначально. Это - лавровый венок, сделанный из серебра, подаренный французской актрисе студентами киевского университета Святого Владимира. В свое время география ее выступлений была довольно широкой, она несколько раз выступала в городах Российской империи и побывала со своими спектаклями в Харькове, Одессе, ну и конечно же, в Киеве. Молодые люди очень страстно приветствовали непревзойденную игру великой Сары, к тому же она сделала значительную привилегию для студентов - билеты для них стоили копейки, в то время как полная стоимость билета достигала 100-120 рублей. Вот киевская молодежь и отблагодарила ее за прекрасную игру и щедрое отношение, подарив актрисе символ чести, бессмертной славы и заслуг. До недавнего времени этот венок входил в экспозицию частного музея. После смерти г. Ларкету его вдова продала весь этот комплекс сети отелей Савери. Решение о продаже музейного комплекса сети гостиниц было логичным, поскольку музей хорошо сочетается с пятизвездочным отелем и рестораном, недавно обустроенными на его территории, ведь все это составляет единое целое туристической индустрии. Недавно господин Савери, стал владельцем не только помещения музея, но и всей коллекции, решил выставить на аукцион некоторые из вещей, принадлежавших именно Саре Бернар. Среди вещей, которые будут продаваться на аукционе, оказался и серебряный венок, подаренный киевскими студентами в 1892 году. Как сообщили эксперты французского аукциона "Пьяза (Piasa), занимающиеся предметами, полученными для распродажи, торги состоятся 6-7 декабря этого года. Это будут публичные торги, без приоритета для национальных музеев. Это означает, что в них могут принять участие все, кто пожелает и сможет заплатить соответствующую сумму. В связи с этим хотелось бы предложить нашим украинским меценатам задуматься над тем, а не стоит ли этому венку вернуться в Киев? Ведь этот предмет не просто рассказывает о культурной жизни Киева в начале 20-го века, он является свидетельством неравнодушия наших соотечественников к прекрасному и щедрости нашей натуры. Или может она изменилась с тех времен?
Справка: По поводу участия в торгах можно обращаться к господам Анри Теседр (Mr. Henri Pierre Tessedre) и Тьери Боден (Mr. Thierry Bodin) по телефону 33 (0) 1 45 48 25 31. Адрес торгов и другая подробная информация размещены на сайте www.piasa.fr