Венский мост между Востоком и Западом

C 10 по 13 октября 2013 года в Австрии проходила ежегодная Венская ярмарка, во время которой на обширном пространстве площадью в 15 000 квадратных метров выставочного комплекса Messe Wien расположились 126 галерей. Венская ярмарка, одна из самых молодых (она существует с 2005 года), но развивается очень динамично. Крупнейший австрийский форум современного искусства в 2012 году перерос из локального события в международное. Возможно, в будущем ярмарка приобретет статус одного из главных событий во всем международном художественном сообществе.

 

Стенд Mironova Gallery на ViennaFair


Основная задача ярмарки – превратить выставочное пространство в своеобразный мост между Востоком и Западом. На сегодняшний день ViennaFair единственная арт-ярмарка, которая ориентирована на искусство Восточной Европы. Для воплощения этой непростой задачи, организаторы подобрали команду кураторов, осведомленных в реалиях художественной сцены Восточной Европы и стран постсоветского пространства, в лице Кристины Штейнбрехер-Пфандт и Виты Заман. ViennaFair поможет выяснить, насколько востребовано рынком актуальное искусство стран Центральной Европы.

Неудивительно, что арт-ярмарка переориентировалась на восток, поскольку с 2012 года 70% управляющей компании приобретены русским бизнесменом Дмитрием Аксеновым. Владельцы ярмарки надеялись уже в этом году достичь точки безубыточности, однако на сей раз проект не в полной мере оправдал ожидания инвесторов, поэтому надежды на прибыльность переносятся на 2014 год. Дмитрий Аксенов воспринимает Венскую ярмарку как коммерческий проект, поэтому основная задача организаторов – соблюсти баланс между противоположными, по сути, ожиданиями, которые адресуются современному искусству: отвечать на вызов времени и быть неплохо продаваемым товаром.

Чтобы привлечь широкую аудиторию, организаторы «ViennaFair» ориентировались на приемлемые для среднего класса цены. Большинство представленных галерей установили ценовой потолок в 20 тыс. евро. Поскольку в главном фокусе ярмарки относительно нераскрученное искусство из Центральной и Восточной Европы, посетители могли приобрести недорогое актуальное искусство, без потери его качества. Хозяева ярмарки пытаются сделать коллекционирование понятным и доступным для начинающих и приучить мировое сообщество собирать искусство Восточной Европы. Еще одним доказательством демократичного формата мероприятия является обширная параллельная программа, поучаствовать в которой может каждый, вне зависимости от возраста и статуса, кроме того, для обсуждения актуальных вопросов работала дискуссионная платформа POLICY 21.

Ориентация на широкую аудиторию не снизила статус мероприятия, уровень представленных галерей вырос и появились всемирные сетевые бренды. Для респектабельных коллекционеров проходила отдельная VIP-программа, которая предусматривала 35 мероприятий, цель которых – познакомить коллекционеров с современным искусством и помочь им в первых шагах формирования коллекции с уже состоявшимися коллекционерами, которые поделятся опытом с начинающими.

В ярмарке принимали участие восемь галерей из Польши, тридцать шесть австрийских галерей, одиннадцать из России и одна украинская галерея. Чтобы попасть на это престижное событие, от галереи требуется обширный опыт участия в статусных зарубежных проектах, а коллекция должна соответствовать высоким европейским требованиям к современному искусству. Участие в подобных событиях очень важно для формирования международного имиджа галереи. В условиях финансового кризиса и падения интереса внутреннего рынка Украины к актуальному искусству возможность расширить рынки сбыта за счет международных клиентов – залог успеха. Второй год подряд Украину на «Vienna Fair» представляет Mironova Gallery, самым ярким событием которой в 2013-м году было участие в Венецианском биенале с проектом «Quantum prayer».

В этом году на Венской Ярмарке свои работы представили известные украинские художники – Максим Мамсиков, Оксана Мась, Илья Чичкан, Олег Кулик и Владимир Сай. В рамках «ViennaFair» творчество Оксаны Мась раскрывается сразу в нескольких сериях: «Casual Vibrations», «Tikkun», «They are among us», дополненные инсталляцией из деревянных конструкций. Инсталляция «Constitution» выполнена в той же авторской технике, что и знаменитый проект художницы «Алтарь Наций». Илья Чичкан в Вене был представлен сюрреалистичным женским портретом из серии «Kingdom». Балансирующая на грани между инсталляцией и живописью, работа киевского «мастера галлюцинаций» развивает тему знаменитого направления в творчестве автора — «Бытовой сюрреализм». Эксцентричное произведение вторгается в пространство бытовых клише, заставляет зрителя погрузиться в мир наивного блеска, закружиться в ироничном вихре низовой эстетики.

Непревзойденный в своем лаконичном и точном фотореализме Максим Мамсиков, вынес на суд венской публики сразу 5 работ из 3 разных серий. Для того чтобы продемонстрировать многогранность таланта украинского метра, на стендах «Mironova Gallery» были противопоставлены разные серии одного из основателей «украинской новой волны». В одном выставочном пространстве уживались и занесенные снегом автомобили киевлян – так называемые «Подснежники» и солнечные пляжи Гоа.

На фоне лаконичных монохромных стендов немецких и австрийских коллег наше искусство выглядело ярко. В целом за аутентичность и высокий художественный и концептуальный уровень украинский стенд получил высокую оценку посетителей.

 

Алиса Нанавова, Николай Луговой, Татьяна Миронова