Восьмая биеннале в Санта-Фе: Америка вне политики
Санта-Фе – очень маленький город, расположенный в южном штате Нью-Мексико. Своеобразная история и потрясающая природная локация сделали это место туристическим центром. В 1848 году северные земли Мексики были присоединены американскими войсками к США, включая столицу этих территорий Санта-Фе, основанную ещё испанскими колонистами. Один из древнейших городов на территории Северной Америки является интересной точкой пересечения множества национальных культур. Санта-Фе занимает второе место по количеству галерей после Нью-Йорка, оставляя на третьем месте Сан-Франциско. О качестве большинства из этих галерей говорить лучше не будем. В городе существует также три нонпрофитные арт-институции. Одна из них, Site Santa Fe, занимается проведением биеннале современного искусства. Биеннале проводится здесь с 1995 года и является единственной международной выставкой такого уровня в Соединённых штатах. Другие крупные американские биеннале, как например, Уитни – является чисто американской, а Калифорнийская – пока лишь претендует на международный статус.
Федерико Солми. «Douche Bag City». 2010. Видеоинсталляция
Предоставлено художником и LMAKprojects, Нью-Йорк и ADN Gallery, Барселона
Фото: Билл Стингел
Тема восьмой Санта-Фе биеннале звучит как «Dissolve», что дословно переводится как глагол «растворять». Название звучит тихо и гладко, наводя на мысль об общем спокойном настроении выставки. Молодые американские кураторы Сара Льюис и Дэниэл Беласко ранее работали ассистентами Роберта Сторра, курировавшего крайне аттрактивную пятую биеннале в 2004 году. Вся выставка сосредоточена в одном большом пространстве выставочного зала Site Santa Fe, грамотно разделённого отдельными зонами. Атмосфера выставки очень контрастирует с шумной средой фермерского уличного рынка, который расположен прямо напротив здания. Зразу отмечаешь технический профессионализм, где ни одно видео не перекрикивает другое, а все зоны деликатно затемнены.
Джениффер и Кевин Маккой. «Traffic #1: Our Second Date». 2004. Настольная инсталляция, видеопроекция
Предоставлено Биллом Пакстоном, Охай, Калифорния
Идея кураторов сосредоточена на проблемах медиа и поисках новой эстетики в искусстве. Все двадцать шесть работ выставки можно назвать видео-анимацией. Moving-images художников, работающих в различных медиа, призваны обратить внимание на аспект роли технологии в творческом процессе. Идея выставки заключена в проблемах формы произведения искусства, где кураторы говорят об использовании языка анимации как о примере аутентичного рукоделия – уникального в эпоху высоких технологий.
Handmade характер видеопроизведений представлен большим спектром. Часть авторов использует приёмы классической мультипликации. У Уиляма Кентриджа, Джорджа Гриффина, Раймонда Петтибона – это анимированная станковая графика и живопись, у Федерико Солми – компьютерная графика, а у Кары Уолкер – анимационный театр теней. Билл Т. Джонс и Openended group оживляют свои зарисовки в 3D, а Дженифер и Кевин Маккой, Джошуа Мосли комбинируют плоскость экрана с механической инсталляцией и скульптурными элементами. Видео Марии Лессниг, Мери Рид Келли представляют анимированные перформансы, с участием самих художниц.
Мария Лессниг. «Maria Lassnig Kantate». 1992. 35 мм-й фильм
Предоставлено художником и Friedrich Petzel Gallery, Нью-Йорк
В конце выставки представлена некоторая историческая часть – архивные видео, обозначающие идею диалога с прошлым, стремления к корням. Здесь представлены работы Edison Manufacturing Company (1900), Fleischer Studios (1924), Дзиги Вертова (1924) и Сидни Шерман (1975).
К окончанию просмотра выставки усиливается впечатление, что ты ознакомился с анимированной университетской диссертацией кураторов. Выставка выстроена в соответствии с очень ровной композицией, где все работы воспринимаются на одном эмоциональном уровне. В некоторых случаях экраны сопоставлены таким образом, что по ошибке можно принять разных художников за одного автора. «Dissolve-растворение» происходит не в пользу идей и посланий работ отдельных художников. Так например, видео Кары Уолкер, обращающей внимание своих проектов на тему ущемления прав чернокожих, используя исторические образы американского «чёрного рабства», воспринимается в ряду других работ как просто забавная ремесленная поделка. Идея сопоставления европейских и американских культурных штампов в автобиографическом анимированном перформансе Марии Лессниг также нивелирована размещением в цикле других видео.
В этом смысле некоторые экспозиционные решения выглядят исключением, как, например, сопоставление архивного мультфильма Дзиги Ветрова «Советские игрушки» и «Кукольной одежды» Синди Шерман. Советская политическая сатира изображает борьбу рабочих с НЭПманами и буржуазией, вступая в общее смысловое поле с темой товарного фетишизма и самолюбования развитого капитализма в работе Шерман. Наиболее острополитической работой выставки является, как ни странно, не современное произведение, а архивный мультфильм Fleischer Studios «Big Chief». Фирменный персонаж студии Клоун Ко-Ко с детсадовским садизмом своих последователей - Тома и Джерри, сражается с другим персонажем - американским индейцем. Артефакт развлекательного мультика 20-х годов является примером шутки, которая абсолютно недопустима в современной Америке, так как речь идёт о высмеивании коренного населения континента, уничтожаемого столетиями. Однако в тексте кураторов не найдёшь ни слова об этом – их интересуют инновационные технические приёмы студии в анимации начала века.
Кара Уолкер. «National Archives Microfilm Publications M999 Roll 34: Bureau of Refugees, Freedmen and Abandoned Lands: Six Miles from Springfield on the Franklin Road». 2009. Видео
Предоставлено художником и Sikkema Jenkins Gallery &Co., Нью-Йорк
Ещё не доводилось наблюдать биеннале, настолько сильно оторванного от социально-политического контекста, настолько далеко «витающего в облаках» или глубоко блуждающего в чьих-то дебрях. Сама форма экспозиции хорошо бы подошла для медиатекитеки, публичного архива какого-то центра современного искусства или кинематографии, но никак не для биеннале. Ни одна работа не использует потенциал местной локации для инвайронмента, закрываясь за дверьми экспозиционного пространства. Интернациональность, являющаяся одним из принципов биеннале, в этой выставке также предельно скрыта. Включение в проект двух иранских художников Авиша Кхебрензадена и Лалех Хоромияна, живущих в Нью-Йорке, выглядит как выполнение формального политкорректного условия, а их работы - типичным примером глобализированного искусства.
Мери Рид Келли. «You Make Me Iliad». 2010. Видео
Предоставлено художником и SITE Santa Fe
Если посмотреть на историю биеннале в Санта Фе, то первые три выставки, курируемые Брюсом В. Фергюсоном, Франческо Бонами и Розой Мартинез, как раз были направлены на раскрытие темы места, его истории и взаимодействия с американскими и интернациональными социо-культурными и политическими особенностями. Принцип работы куратора и художника подразумевал резиденцию, дающую возможность взаимодействовать с контекстом и присущими ему проблемами. Множество работ были интервенциями, вторжениями в социальную среду. Это особенно касается выставки Розы Мартинез «В поисках места», где участвовали Таня Бругейра, Цаи Куо-Янг, Серджио Вега, Мона Хатум, Миа Янаги, Савадов и Сенченко. На протяжении 2000-х биеннале Девида Хикни, Роберта Сторра и Клауса Отмана представляли собой ярмарку тщеславия глобального рынка искусства, а каталоги выставок мало чем отличались от толстых Tashen'овских книжек «Art now». В этом контексте «Dissolve» выглядит, конечно, большим эстетическим прогрессом, представляя скромное и бедное по форме, а также якобы глубокое по содержанию видео. Однако концепция поиска прогрессивной эстетики выглядит более чем недостаточной, оглядываясь на американский политический контекст 2000-х годов.
Дзига Вертов. «Советские игрушки», 1924. 35 мм-й фильм
Предоставлено Yale Film Studies Program
Одиннадцатое сентября, война в Ираке, экономический кризис – всё это превратило США из империи капиталистического счастья в страну растерянности, страха и разочарований. Многие американцы, заложники системы кредитов, осознают наивность надежды на Обаму, но всё равно держат его портрет дома на стене, потому что нужно во что-то верить. Джордж Буш усилил консервативное влияние церкви, под видом объединения нации против исламской агрессии. Мне удалось пообщаться с американцами из разных социальных слоёв общества. У парня, охранявшего художественный колледж, всё время были какие-то проблемы со здоровьем, но он не хотел идти к врачу потому, что это очень дорого. Можно не заплатить, но тогда тебя арестуют. Когда я начал критиковать американскую систему здравоохранения, он проявил патриотизм и обиделся.
Синди Шерман. «Doll Clothes». 1975. 16 мм-й фильм
Предоставлено художником и Metro Pictures
Сегодняшняя Америка выглядит страной проблем. Очень странно, что искусство никак не реагирует на эти проблемы. В штатах очень много художников, так как очень много институций, их поддерживающих. Искусство является хорошим стимулом зарабатывать деньги. Когда я спросил одну молодую художницу об идее её работы, она начала мне рассказывать про поиск формы. Несмотря на это, существует много молодых американских художников, работающих на стыке искусства и социально-политических активистских практик. Однако большинство из них работает вне системы табулированных пространств, занимая маргинальную нишу и существуя за счёт маленьких грантов. Они находятся на окраине, за пределами общественной видимости.
Fleischer Studios. «Big Chief» Ko-Ko». 1924. 35 мм-й фильм
Предоставлено Inkwell Images, Морли, Мичиган
Американская художественная критика очень хвалила биеннале в Санта-Фе, потому что она для всех была удобна и корректна. Обсуждая проблему с местными кураторами и художниками, мне по-секрету сказали, что выставка не понравилась многим, но критиковать никто не стал. В каком-то смысле это напоминает советскую цензуру, украшенную американской улыбкой. Ситуация выглядит довольно странно для страны, воспевающей свободу и права человека. Американцы оправдывают это по-своему, говоря о том, что небольшие ограничения – это цена благополучия. А в искусстве, как и в обществе, – сейчас не время социальной критики, а время надежд.
Николай Ридный