Возвращение Колосова

Недавно в киевской галереи "Триптих Арт" прошла персональная выставка одесского художника Виктора Колосова "Экспедиция в пейзаж".  В зале галереи было представлено 8 работ, составляющие собой некую ретроспективную линию творчества. Произведения были созданы по мотивам тех мест, в которых автор побывал за последние 8 лет.

 

Текст к проекту написал известный украинский художник, представитель школы Московского концептуализма, Сергей Ануфриев. Заголовок текста "Возвращение Колосова", не случаен… Ведь Виктор успешно сочетает две профессии, а именно: художника и капитана корабля.

 

Организатором выставки выступил художник и куратор Олег Димов, уже не первый раз открывающий проекты одесского искусства в Киеве.

 



"Одиссей возвратился, пространством и временем полный…" 
О. Мандельштам


Мы все ждем возвращения Вити Колосова. 
Ситуация архетипическая, хотя и необычная для художественного сообщества. Что же происходит?

Среди одесских художников никогда не было профессиональных моряков. Это немного странно, ведь Одесса – город моряков, художников и красивых девушек! Но и вполне объяснимо, ведь профессии моряка и художника кажутся несовместимыми.

И тем не менее, Виктор – настоящий моряк, регулярно уходящий в рейс, и в то же время – настоящий художник, уже много лет радующий нас прекрасным и загадочным искусством. Одна из его загадок – как он умудряется совмещать бесконечное странствие и возделывание творческой нивы в мастерской? Так или иначе, но Виктору посчастливилось найти способ совмещения и гармонии двух противоположных ритмов, сочетая законным браком две совершенно непохожие вибрации. Ведь в мире нет взаимоисключающих вещей. Все состоит из космической пыли и подчиняется одним законам, диалектическое сочетание которых неизбежно.

И вот Виктор в процессе самой жизни сумел уловить эту диалектику и добиться гармонии своих жизненных составляющих.

 


Все началось с моряка, этого Одиссея по профессии. С самого детства меня лично, ребенка из семьи художников, поражали интерьеры моряков, увешанные трофеями и сувенирами, привезенными со всего мира, так что жилища их превращались в инсталляции, разворачивающие планетарные узоры в жизненных пространствах. Но Виктор, как умный и образованный человек, понимал, что главное богатство, привозимое из странствий, – это не деньги, не сувениры, а Впечатления. Впечатление – это главная ценность нынешнего общества и современного мира, и то искусство, которое отважилось на передачу этого впечатления, никогда не обесценивается и занимает главное место на ярмарке. Поскольку впечатление труднее запечатлеть, чем просто (хотя и это совсем не просто) передать идею или составить формы в композицию. Это один из главных вопросов искусства – как сформулировать импринт, хранящийся в нашей памяти и составленный из кусочков, данных органами восприятия? Единичное переживание, составленное из разных элементов по принципу случайности, называется ПАРАМЕН. Искусство передачи Парамена эволюционировало от барокко и голландцев, в эпоху импрессионизма совершив прорыв и став независимым достижением искусства как такового.

 



И вот наш моряк Виктор Колосов, все более ощущая эфемерность впечатлений, привозимых из путешествий, счел необходимым как-то воплотить их, сделав доступными объективному, чужому восприятию, в общем, поделиться тем, что нельзя было повесить на стену. И тогда он стал учиться живописи, до тех пор, пока не стало возможным передать на визуальном уровне свои импринты, фиксировать впечатления, так, чтобы они воздействовали на зрителя и вызывали в нем ответную волну чувств, эмоциональный отклик, что и помогает ему усвоить чужой импринт. Поскольку зритель – это часть культурного пространства, и тем самым импринт делается достоянием культуры. И это одно из основных назначений искусства, по большому счету, оно призвано сохранять нашу память о мире. Не просто изображать видимый и ощущаемый мир, но изображать впечатления от него, те его части, которые, будучи пропущены через наше восприятие, приобретают самостоятельную форму и содержание, становясь произведением искусства, добавляя к этой реальности нечто, что помогает остановить или уравновесить беспрерывный распад реальности.

Архимед требовал место, опираясь на которое он сможет перевернуть землю. И также одно единственное произведение искусства способно перевернуть сердце мира, бесконечно очаровав его. 

 


Каждый пейзаж В. Колосова – это рама для медитации, он требует глубокого погружения. Ведь для самого автора, всегда скользящего по глади, по границе между небом и океаном, завоевание подобного трофея – это результат остановки и глубокого погружения в стихию экзотического мира, непривычного нашему обычному восприятию. В творчестве В. Колосова происходит торжество исторической закономерности: трофеи Одиссея переносятся на ковер Пенелопы, аккуратно и бережно, и культура как таковая, представленная зрителями, отправляется в новое путешествие по реальности, открывающее глаза и сердца на новые, еще не виданные ее горизонты.

 

Биографическая справка:

Виктор Колосов родился в 1959 г. в Ростове-на-Дону (Россия).
В 70-х гг. учился в Ростовском художественном училище имени Грекова.
В 80-х гг. окончил мореходное училище, а так же институт инженеров водного транспорта и до сих пор выходит в море в ранге капитана.
В 1984 г. переехал жить в Одессу.
С 90-х гг. работает как художник.
Выставочную деятельность начал в 2005 г.

Основные выставки и проекты:

2016 – Персональная выставка «Экспедиция в пейзаж». Галерея «Триптих АРТ», Киев.

2016 – Участие в групповом проекте «Odessa Contemporary Art». Институт проблем современного искусства, Киев.

2014 – Куратор и участник проекта «НЕВЕСИНБЕФОР». Арт-студия Виктора Колосова, Одесса.

2014 – Фотопроект «Дуэль» (совместно с Олегом Димовым). «Impact Hub Odessa», Одесса.

2014 – Участие в групповом проекте «Горизонты темпоральности». Институт проблем современного искусства, Киев. Одесский музей западного и восточного искусства, Одесса.

2013 – Участие в проекте Анатолия Дымчука «Одесская школа. Традиции и актуальность». «Мистецький Арсенал», Киев.

2012, 2013 – Участие в выставке коллекции Михаила Кнобеля. Воронцовский дворец, Одесса.

2009 – Авторский проект «Подарки от Гоголя» на фестивале «Gogolfest 2009». «Мистецький Арсенал», Киев.

2008 – Авторский проект «Путешествие Мундира» на фестивале «Gogolfest 2008». «Мистецький Арсенал», Киев.

2005 – Первая персональная выставка. Живопись и графика из серий «Фотографии некоторых мыслей», «Красные стулья», «Реабилитация лубка». Арт-кафе «Медуза», Одесса.