Все на выборы!

Сегодня в Музее истории Киева открывается выставка советского агитационного плаката. Ради экспозиции, насчитывающей более пятидесяти предвыборных объявлений, помещение музея превратили в избирательный участок со всеми присущими ему атрибутами: бюллетенями, урнами и даже буфетом.

Но и без этого окунуться в притворно-торжественную атмосферу советских выборов будет вовсе не трудно – достаточно лишь оглянуться. Со всех сторон – розовощекие доярки, улыбчивые солдаты, мечтательные студенты – все как один призывающие прийти в установленное время на участок и проголосовать за уже выбранного кандидата.

Плакаты охватывают период с 1912 по 1975 годы и могут смело заменить учебник по истории – их эволюция точно отражает политическую ситуацию в стране. Если присмотреться, то время создания каждого из них можно с легкостью идентифицировать.

Дореволюционные плакаты выделяются за счет своей повествовательности, которая была необходима в условиях политической конкуренции, но ушла в тень после прихода большевиков к власти. Дальше – больше. Считается, что советская плакатная графика начала XX века – одна из лучших в мире. Талантливые художники пополняли ряды плакатчиков, разрабатывая фундамент, на котором агитационная машина простояла вплоть до перестройки. Одни из первых – Родченко и Маяковский, создавали плакаты, которые и сегодня выглядят современнее почти всей нашей рекламы. Именно на двадцатые годы приходится расцвет конструктивистских плакатов, в которых, как в зеркале, отражается кипящее революцией общество. Геннадий Киркевич, предоставивший свою коллекцию музею, из экспонатов этого периода особенно выделяет работы Адольфа Страхова, киевского художника, который одним из первых перешел в советские плакатисты.

С приходом Сталина экспериментальный поиск заканчивается – империя становится на железные рельсы индустриализации, и на смену конструктивизму приходит соцреализм. Изрядно потеряв в оригинальности, плакат все еще крепко стоит на ногах, на каждом углу крича о процветании, уверенности и стабильности.

«Советский предвыборный плакат нес важную психологическую и социальную нагрузку, взывая к чувству гордости каждого советского человека за достижения своей страны, утверждая сопричастность каждого к этим достижениям и позиционируя акт безальтернативного голосования как поддержку государственной политики». – Аида Джангирова, куратор проекта.

С годами новые идеи и решения все реже и реже укладываются в прокрустово ложе канона, и к концу 60-х графика будто застывает во времени – наступает эпоха застоя. Отныне все – композиция, цветовое решение и система образов – остается статичным. Агитплакат, на первый взгляд громкий, яркий, социалистично-реалистично-воодушевляющий, на самом деле подвешен в воздухе и отчаянно требует перемен.

Несмотря на все различия между периодами, в плакатной графике неизменно проглядывается общий принцип построения, который заключается в синтезе яркого образа, хлесткой фразы и цвета. Все в плакате революционно-красное, энергичное, противостоящее монотонной серости, окружающей большинство советских граждан.

Современный политический плакат несомненно потерялся бы среди этих агитлистов. Во-первых, он больше не несет в себе идеологии по причине отсутствия оной, и, во-вторых, его визуальная составляющая изрядно проигрывает. Действительно, назвать современную плакатную графику искусством можно лишь при условии, что ретушь лысины в фотошопе – тоже в своем роде творчество.

Социальный психолог Олег Покальчук полагает, что украинский плакат преемственен по отношению к советскому лишь в политическом плане. По его словам, современный плакат проигрывает советскому не только в художественности, но и в эффективности влияния на сознание человека. Гражданин СССР воспринимал плакатную графику куда ближе к сердцу – она была рупором партии, ярким и воодушевляющим акцентом в повседневной жизни и, что самое главное, за ее словами всегда следовало действие. Современный же плакат воспринимается как инструмент маркетинга, упорно пытающийся всучить невнимательному покупателю политическую идею, которая давно превратилась в товар.

И тут уж не отделаться от одного вопроса – а что о нас и нашем времени подумают лет через сто, случайно откопав какую-то жемчужину наподобие тигрюли?

 

 

Алена Костенко