Встреча на Эльбе

Frаppant так назвали свой дом художники, музыканты, дизайнеры Гамбурга. Это не только место, где они работают, но пункт пересечения идей, контактов, судеб.

Мастерская австрийского скульптора Томаса Эгартнера (Thomas Ehgartner ) соседствует − стена в стену − с мастерской одессита Павла Эрлиха. И каковы же были восторг и изумление Томаса, когда, зайдя к Павлу на его перформанс Live Painting, он взял полистать июньский номер журнала ART UKRAINE (Павел не теряет интереса к родине, гражданином которой остается). Журнала с работой Жанны Кадыровой на обложке и со статьей о ее проекте. А дело вот в чем: то, что вот уже несколько лет делает сам Томас, − зеркальное отражение той же идеи, причем оба эти художника даже не знают о существовании друг друга! А именно: если Жанна Кадырова превращает свет в камень, то Томас наоборот − камень в свет. 

Чтобы эта встреча идей стала возможной, должен был произойти целый ряд событий: во-первых, Павел Эрлих должен был создать из своего творчества и своей мастерской магнит, притягивающий к себе творческих людей со всего города. Поэт и музыкант Катя Островская должна была записать диск со своими песнями и обратиться к Павлу Эрлиху с просьбой проиллюстрировать буклет к диску.

Во время работы над буклетом и родилась идея совместного перформанса: Катя, обладающая великолепным голосом и даром импровизации, поет песни на свои стихи (на русском, немецком и португальском), а Павел рисует, и то, что он делает, проецируется на экран за спиной музыкантов. Причем перед вокалисткой стоит зеркало, в котором она видит проецируемые на экран рисунки, имея, таким образом, обратную связь с художником.

Перформанс Павла Эрлиха и Кати Островской

Именно во время этого действа австрийский скульптор Томас и взял полистать издаваемый в Киеве журнал ART UKRAINE с работами украинской художницы Жанны Кадыровой. И поразился симметричности образов. А если еще добавить, что поэт и музыкант Катерина Островская, уже 15 лет живущая в Германии, родилась и выросла в Киеве, на Оболони… На том круг событий замыкается.

Но эта встреча идей-антиподов, пересечение художников, разделенных целой Европой, стала возможна благодаря существованию такой культурной платформы, как Фроппант. То, что в Киеве все еще приходится отстаивать и доказывать, в Европе уже давно ясно: искусство рождается не в галереях, а в мастерских.

Взаимодействие творческих людей, постоянные профессиональные контакты, да и просто общение − это та питательная среда, из которой только и могут возникнуть новые идеи и проекты. Предоставляя художникам базу, территорию, современный мегаполис лишь выигрывает, поскльку создает еще один пункт притяжения.

Meaning minus truth conditions. Инсталляция. Фото: Thomas Ehgartner

Матрикс проектор. Фото: Thomas Ehgartner

 

Вера Вайсберг