Встреча на Эльбе
Frаppant – так назвали свой дом художники, музыканты, дизайнеры Гамбурга. Это не только место, где они работают, но пункт пересечения идей, контактов, судеб.
Мастерская австрийского скульптора Томаса Эгартнера (Thomas Ehgartner ) соседствует − стена в стену − с мастерской одессита Павла Эрлиха. И каковы же были восторг и изумление Томаса, когда, зайдя к Павлу на его перформанс Live Painting, он взял полистать июньский номер журнала ART UKRAINE (Павел не теряет интереса к родине, гражданином которой остается). Журнала с работой Жанны Кадыровой на обложке и со статьей о ее проекте. А дело вот в чем: то, что вот уже несколько лет делает сам Томас, − зеркальное отражение той же идеи, причем оба эти художника даже не знают о существовании друг друга! А именно: если Жанна Кадырова превращает свет в камень, то Томас наоборот − камень в свет.
Чтобы эта встреча идей стала возможной, должен был произойти целый ряд событий: во-первых, Павел Эрлих должен был создать из своего творчества и своей мастерской магнит, притягивающий к себе творческих людей со всего города. Поэт и музыкант Катя Островская должна была записать диск со своими песнями и обратиться к Павлу Эрлиху с просьбой проиллюстрировать буклет к диску.
Во время работы над буклетом и родилась идея совместного перформанса: Катя, обладающая великолепным голосом и даром импровизации, поет песни на свои стихи (на русском, немецком и португальском), а Павел рисует, и то, что он делает, проецируется на экран за спиной музыкантов. Причем перед вокалисткой стоит зеркало, в котором она видит проецируемые на экран рисунки, имея, таким образом, обратную связь с художником.
Перформанс Павла Эрлиха и Кати Островской
Именно во время этого действа австрийский скульптор Томас и взял полистать издаваемый в Киеве журнал ART UKRAINE с работами украинской художницы Жанны Кадыровой. И поразился симметричности образов. А если еще добавить, что поэт и музыкант Катерина Островская, уже 15 лет живущая в Германии, родилась и выросла в Киеве, на Оболони… На том круг событий замыкается.
Но эта встреча идей-антиподов, пересечение художников, разделенных целой Европой, стала возможна благодаря существованию такой культурной платформы, как Фроппант. То, что в Киеве все еще приходится отстаивать и доказывать, в Европе уже давно ясно: искусство рождается не в галереях, а в мастерских.
Взаимодействие творческих людей, постоянные профессиональные контакты, да и просто общение − это та питательная среда, из которой только и могут возникнуть новые идеи и проекты. Предоставляя художникам базу, территорию, современный мегаполис лишь выигрывает, поскльку создает еще один пункт притяжения.
Meaning minus truth conditions. Инсталляция. Фото: Thomas Ehgartner
Матрикс проектор. Фото: Thomas Ehgartner
Вера Вайсберг