Вячеслав Ахунов: «Изгнание из рая под названием «искусство» можно считать фактом»
Вячеслав Ахунов (1948 г. р.) - живописец, перформансист, видео-артист, поэт, эссеист и философ. Но прежде всего это художник с удивительной судьбой. С точки зрения иностранного арт-критики имя Ахунова - в одном ряду с московскими концептуалистами. С точки зрения его собственной страны - его не существует. Живет и работает Вячеслав Ахунов в Узбекистане. Однако именно в этой стране ему запрещено выставлять свои работы. И поэтому изобретательный автор перформансов «ЧЕЛОВЕК-КОМПАС» (2006) и «ОСТОРОЖНО - СИФИЛИС БЕЗСОБЫТИЙНОСТИ» (2007) делает квартирные выставки, наподобие тех, что происходили в советское время. Назвать его «узбекским художником» было бы неуместно, хотя в этой стране Ахунов - единственный представитель актуального искусства. Сейчас Вячеслав Ахунов является одним из участников Главного проекта ARSENALE 2012
Вячеслав Ахунов
Статья из ART UKRAINE № 3(28) май-июнь 2012. Рубрика ИНТЕРВЬЮ
Анна Ландихова Насколько нам известно, официально вам запрещено выставлять свои работы в Узбекистане, поэтому вы устраиваете квартирные выставки.
Вячеслав Ахунов Да, мне запрещают выставлять работы политической, социальной и актуальной направленности. И дело не только в том, что бывший первый секретарь ЦК КПСС Узбекистана продолжает руководить республикой прежними испытанными методами запретов и подачек. Сам народ, подавленный репрессивным страхом, не имеет воли к переменам. А всякий говорящий о действительном положении вещей подвергается репрессиям.
Аллея суперзведз. ARSENALE 2012. Мыстецкий Арсенал
- Сейчас многие скучают по эпохе андеграунда, когда показы проходили в Московских квартирах из-за прессинга советской власти.
- Андеграунд порождает сама система. Узбекистан часто называют "заповедником советского тоталитаризма", который выродился в "ханский абсолютизм средневекового типа". Так что квартирные выставки на фоне полного отсутствия частной художественной инфраструктуры, - это, скорее, вынужденная мера.
Памятник спичке. ARSENALE 2012. Мыстецкий Арсенал
- В 2010 году вы провели в Ташкенте квартирную выставку, посвященную 140-летию Ленина. Неужели тематика общего для наших стран советского прошлого еще не изжила себя, ведь она активно рефлексировалась еще в 90х?
- Интерес к тематике советского прошлого вновь начинает набирать силу. Чем дальше отдаляется время демонтажа СССР, тем больше проявляется интерес к «Красной Империи». Например, в сентябре 2011 усилиями Музея Нового искусства Нью-Йорка был организован амбициозный проект «Остальгия». Та же тематика поднималась на 11-й Биеннале Современного искусства в Стамбуле, в проекте "Революция против революции" в Центре Современного искусства Бейрута, в Ливане и не только.
От ВС СССР. 1979
- Сегодня, все говорят, что в России нет цензуры на искусство, если оно не затрагивает тему церкви. А в Узбекистане?
- У нас абсолютная власть в лице хана-президента просто подчинила церковь себе и указывает ей, как поступать и что сообщать народу.
- То есть существует аналогичное преследование художников, которые заостряют религиозные проблемы?
- Два года назад ташкентский фотограф Умида Ахмедова сняла фильм "Бремя девственности" о проблеме половых отношений молодых людей в нашем нео-средневековом обществе. Фильм о том, что девушки, уличенные в потере девственности и подвергнутые обструкции со стороны соседей, односельчан, совершают суициды путем самосожжения. По поданным в судебные органы заявлениям "оскорбленных домохозяек" прокуратура возбудила уголовное дело. Умида получила три года условно.
Прокрустово ложе Марксизма-Ленинизма, научного коммунизма и диалектичного материализма. 1974
- Это результат влияния государства на церковь?
- Нет, этот случай как раз показал, что исламское духовенство может выступать и от своего имени. Угроза насилия и даже казнь со стороны фанатичных верующих не просто слова: в Ташкенте фанатиками был убит ударом ножа в подъезде своего дома режиссер театра "Ильхом" Марк Вайль. Фанатиков возмутила откровенно гомосексуальная направленность содержания его спектакля.
- Возможно, вы слышали о скандальном закрытии выставки «Украинское тело», в Киеве, когда изображения обнаженных тел показались администрации университета порнографией. Есть ли сходство между ситуацией в Украине и в Узбекистане?
- В Узбекистане Академия художеств не допускает к показу любые картины в стиле ню. Ни о каком обнаженном теле не может идти речь! Однако на какое-нибудь праздничное мероприятие можно вызвать стрептизеров и стрептизерш.
Светлый образ Ленина освещает человечеству путь к коммунизму. 1976
- После всех демократических завоеваний ХХ века такие табу кажутся абсурдными.
- Политическое постсоветское пространство сегодня - это прибежище потерявших разум, но практичных и лукавых людей. Такие во всем видят вызовы, заговоры и угрозы. Самые элементарные претензии граждан к власти: не воровать, не обманывать, а, обещая, выполнять - кажутся злостным заговором против державы и лично против них, главнокомандующих.
- Расскажите о направлении «Социалистический модернизм», в рамках которого вы творили?
- В 70-80 годах у нас, художников из СССР, был реальный шанс на некоторое время затормозить, отодвинуть на неопределенное время схлопывание системы искусства, работая в таком художественном направлении, как "Социалистический модернизм", но нам не удалось. Художники просто дружно бросились механически переводить западное искусство на российские рельсы.
Святость брака. 1977
- И это самое схлопывание системы искусства наступило?
- Дело в том, что если все возможные художественные формальности открыты, испытаны и завершены, то изгнание из «рая», под названием «искусство», можно считать состоявшимся фактом. Вернее, сам «сад эдемский» был вырублен со всей постмодернистской основательностью, пока псевдофутуристическое сознание принуждало несостоявшееся будущее обернуться прошлым, к которому не может быть возврата.
- Не наступил ли, в таком случае заявленный Дэвидом Эллиоттом «конец времен»?
- Да, Дэвид прав: "конец истории" давно наступил, и мы живем в ожидании "начала новой истории", возможно, более оптимистической. Мы находимся в положении человека, застывшего в томительном ожидании у глухой стены, в тупике массовой культуры, с реальной угрозой существовать в глобальном однообразии. Это одновременно и приговор, и казнь. Задача художника состоит в том, чтобы подробно описать состояние ожидания.
- Возможно ли дальнейшее движение искусства и куда?
- В нашем случае стратегию поиска по выходу из создавшегося тупикового состояния определяет сама невозможность продвижения вперед, в завтрашний день. Чтобы к нам вернулось искусство, как новая полноценная художественная система, необходимо принципиально новое устройство общественных отношений, а значит, новое общество!
Анна Ландихова .