Взять билет на чужую фамилию: от Ирины Рузиной к Ани Зур

Взять билет на чужую фамилию
и в твой мир ворваться нечаянно.
Перепутать электролинии,
и устроить в мозгах замыкание.
Глубоки траншеи-убежища,
в них упасть, претворившись раненой.
И за огненно-красным зрелищем
наблюдать, затаив дыхание.
Только лишь убедившись в прочности
нанесенного повреждения,
распуститься весенней почкою,
открывая сезон цветения.
Пробежать босиком по комнате,
не забыть про клятву секретную,
и нырнуть в одеяло теплое,
обнимая ночь безрассветную.

 

Ирина Рузина
2006

 

В субботу, 30 мая, в одесской Nt-Art gallery открывается  фотовыставка «ПЛОДОВИТОСТЬ». В беседе с куратором выставки Натальей Чех  автор проекта, фотограф Ани Зур (она, возможно, лучше известна нашим читателям как менеджер многих фотографических проектов – Ирина Рузина) поделилась  мыслями о трансформации, о своем творчестве и о совмещении карьеры менеджера и художника.

 

Как вы пришли к тому, чтобы стать художницей?


В 2006 году волей случайных обстоятельств я попала в МГУКИ (Московский Университет Культуры и Искусства) на факультет «Фотомастерство». Там была мощная среда – никто не говорил о материальном. Приходилось вписываться в жесткие рамки (спасибо преподавателям, которые не делали поблажек!), мало спать, мало есть, много думать и работать над реализацией идей.  Это был фантастический переворот сознания, но, одновременно, и очень сильный стресс,  однако, дороги назад уже не было.

 

В Киеве я  пыталась создать для себя «питательную» среду: принимала участие в деятельности КФО (Киевского фотографического общества), организовывала ЧерниговФотофест, Центр PhotoCULT, фестиваль VIZII. Но, как мне кажется, администрирование и менеджмент погасили многие мои внутренние порывы. Пришлось развести эти сферы, взять псевдоним для персональной творческой активности.

 

 

Вы выбрали для себя превдоним Ани Зур…


Идея с псевдонимом пришла в очень сложный жизненный период, из которого я долго не могла найти выход. Пятилетняя активность в сфере общественной культурной деятельности перестала давать результаты, несмотря на большие ожидания. В каком-то смысле я устала, работать пять лет на энтузиазме психологически непросто. В то же время, заниматься личными проектами в полной мере не давала тотальная перегруженность текущими задачами. Выйти из  этого состояния можно было только «обнулив» свой опыт. Нужно было оградиться, отмежеваться от того статуса, который уже был за мной «закреплен». Тогда я решила взять псевдоним и возобновить художественную практику уже под новым именем. Ани Зур – это моя фамилия, написанная задом наперед. У меня возникла потребность по-новому проявлять себя, искать новые формы для высказывания. Я снимала автопортреты, исследовала различные психологические и телесные состояния, читала стихи на видео. Вплотную подошла к  исследованию темы смерти, услышав в свой адрес смертельный диагноз, который потом не подтвердился.

 

Каковы Ваши детерминанты в искусстве и категории в фотографии?


Мои ориентиры  в искусстве изменяются во времени. В классической живописи  мне наиболее близки Босх и Питер Брейгель, интересен брутальный период  Пикассо. В разные периоды увлекалась футуризмом (от поэзии Маяковского до немецкого экспрессионизма в кино), пропагандистским кино Эйзенштейна и Рифеншталь. Открыла для себя режиссера Марио Пейшоту и его более позднего продолжателя Вима Вендерса. В фотографии  мне  интересны работы Салли Манн, Софи Каль, Франчески Вудман, Майкла Акермана, Антуана д’Агаты, Роджера Баллена, Нан Голдин, Дайдо Мориямы, Джеффа Уолла, Ринко Каваучи, Наддава Кандера. Наиболее важна для меня фигура художницы Марины Абрамович. Искренне люблю творчество  поэта и художника Дмитрия Пригова.

 

Фотографию я могу разделить на две категории: «с надрывом» и без. Та, что «с надрывом», проникает глубоко, она может быть создана в любом жанре  и на любую тему, но в ней есть месседж, возможно, понятный только мне. Как правило, это проект/серия, но бывают и одиночные снимки.

 

Хорошая фотография – это удачное сочетание формы и контекста, но иногда работает только контекст. И здесь интересно, как автор использует фотографию. Да, именно использует, потому что фотография, по сути, материал, и она не может быть больше личности автора. Она его азбука, но одних букв мало, необходимо осознавать, что ты хочешь сказать.  Рассматривая фотографию только лишь как форму,  мы лишаем себя более широких возможностей для собственного высказывания и для его прочтения в других работах. Все имеет значение: время, место, автор, обстоятельства, при которых он исследовал тему. Безусловно, нужно владеть инструментарием, но не менее значимым для творчества являются и жизненный опыт, и образование, и степень персональной зрелости.

 

 

Как Вы определяете понятие «contemporary  photography»?


Наверное, я не скажу ничего нового, это понятие давно определено. Фотография, которая работает с актуальными темами, использует современные приемы и способы их визуализации и является конкурентоспособной на арт-рынке. В тренде может оказаться и «вечное» и ситуативное, но чем актуальнее вопрос, поднятый в фотографии, тем более востребована и сама фотография. Кто-то чувствует «тренд» интуитивно, кто-то сознательно работает на общественный и кураторский заказ. Мне близок бескомпромиссный подход с настройкой только на личные ощущения. Но тут я отдаю себе отчет в том, что многие вещи не будут показаны/услышаны, и тогда это превращается в арт-терапию, что тоже иногда  полезно…

 

Ани, одним из предметов Вашего исследования в проекте «Плодовитость» является  сознание рода, которое представляет собой  первичное коллективное сознание,   формирующие социальные установки  личности.  Расскажите о Ваших корнях и о том, как создавался этот проект.


Фотография меня окружала с детства. Папа был тонким и чувствительным человеком. Много читал, вел дневники. Он был профессиональным музыкантом и классическим любителем фотографии,  много снимал и печатал. Сейчас я понимаю, насколько интересный архив он создал, и мне еще предстоит с этим архивом разобраться.

   

Работу над серией «Плодовитость» (на первых этапах серия называлась «Матриархат» и «Женская линия»)  я начала в 2009 году,  после возвращения из России в Киев. И как будто заново увидела свою семью, свой род и тогда впервые задумалась о роли женщины-матери в обществе.  У меня возник интерес к истории и опыту предков в славянской культуре, где женское устройство являлось точной копией устройства Земли, а обыденные женские ритуалы имели сакральное значение. Идея первого снимка пришла спонтанно. Это было в деревне, куда я поехала со своей мамой, сестрой и нашими дочерьми. Я просто посадила их за стол, раздела и сделала несколько снимков. Фотографии получились технически неудачными. Но они настолько «впечатались» в мое сознание, что я начала развивать эту тему дальше.

 

Ощущение масштаба этой работы возникло в процессе подготовки проекта к печати. Он оказался глубже, чем я могла себе представить. И подвел своеобразный итог моей творческой практики последних пяти лет.

 

 

Что вдохновляет Вас как автора?


По большей части источником вдохновения для меня является боль. Личная, коллективная. Это как сигнал к действию. Болит? Ищи, как эту боль унять. Уняла – отпустило на какое-то время. Фотография здесь выступает одновременно и  как сообщение, и как визуализация чувственного опыта. Для меня это еще и способ копнуть во что-то более глубокое. Чаще  – в себя. Когда-то мне было достаточно формы без контекста, но в какой-то момент это перестало работать. Стало необходимым пережить процесс «фотографирования»,  из наблюдателя превратиться в наблюдаемого, погрузиться в контекст. Само произведение отошло на второй план, стал важен опыт его создания.

За каждым моим проектом стоит ситуация, чувства, эмоции, которые я пережила.  И каждая законченная работа сейчас кажется уже неактуальной, я её перестаю чувствовать. Вообще у меня странные отношения со своими проектами: теряю интерес к ним сразу после их завершения, хотя в процессе создания буквально живу ими.

 

Какова, на Ваш взгляд,  роль  художника  в  социальных изменениях?


Роль художника  –  не завидная. Он ведь исследователь, а, значит, своеобразный препаратор.  И общество довольно болезненно реагирует на те вещи, которые он вскрывает.  Иногда в силу неготовности к диалогу, иногда –  в силу того, что затронуты закоренелые проблемы поколений, эпох. Тем не менее, искусство  помогает осознать проблему  и нащупать, прежде всего, внутри себя вектор для её разрешения.

Сейчас я пытаюсь и «проживать»  и документировать  все то, что испытываю.  Идея  перформанса на Институтской возникла  у меня  после Майдана, который я наблюдала  с грудным ребенком у экрана монитора. Многие месяцы после событий февраля 2014  ходила по местам, где были расстреляны люди, снимала и удаляла фотографии. Размышляла о жертвах революции, о страхе, о том, как мы меняемся, и что мешает внутри нас. Перформанс «Улица Институтская» стал моим способом нажать на болевую точку и через личное переживание дать импульс к коллективному осмыслению проблемы. Именно в перформансе я вижу колоссальный потенциал как в средстве коммуникации, где через ощущение тела как материала зрители вовлекаются в процесс сопереживания.

 

 

Ани, как Вы считаете, может ли  быть  продуктивным для творчества конфликт социальных ролей автора?


Однозначного ответа здесь нет. Любой конфликт продуктивен для творчества, для развития личности. Но не любой обязательно приведет к этому. Люди ищут спокойствия, в конце концов. Может ли художник быть спокоен? Вопрос… Раньше я была уверена, что делаю что-то только вопреки, «от обратного», а сейчас мне кажется, что внутренняя целостность необходима художнику.  Учусь любить все, что делаю, и примирять между собой противоборствующие социальные роли.

 

 

Все фото – из проектов Ани Зур «Плодовитость» и «Корни»

 

СV

 



Ани Зур (Ирина Рузина)

 

1979 родилась в Киеве (Украина)

2008 окончила Московский Государственный Университет Культуры и Искусства (Россия)

 

Избранные групповые выставки:

2011

- Night of Museums (Люблин, Польша)

- "Re-writing of childhood memories", Музей фотографии в Риге (Рига, Латвия)

2010

- "Геология", Музей Современного искусства, ChernihivPhotoFest - 2010 (Чернигов, Украина)

- INTRO, Галерея "No exhibitions" (Москва, Россия)

2009

- "Ukrainian Photography 1989-2009", Месяц фотографии в Братиславе (Братислава, Словакия)

- "Изнанка", Недели фотографии в Чернигове (Чернигов, Украина)

 

Избранные персональные выставки:

2015, "Плодовитость", Галерея "Дзига" (Львов, Украина)

2008, "Наблюдаемые" ("Переходные состояния»), Галерея Театра Практика (Москва, Россия)

 

Публикации:

2015 Phosmag, Италия (из серии "Плодовитость")

2015 Oitzarisme: румынский он-лайн журнал о фотографии (из серии "Плодовитость")

2015 Dodho Magazine, Испания (из серии "Плодовитость")

2015, F-Stop Magazine, США (из серии "Плодовитость")

2009, IMAGO Magazine, Словакия (из серии "Те, которые наблюдаются")

2009, "ZOOM", Россия (из серии "Те, которые наблюдаются")

 

Организаторская активность:

2009-2012, куратор выставки: «Ukrainian Photography 1989-2009", Месяц фотографии в Братиславе (Братислава, Словакия, Кельн, Германия), INTRO, Галерея "No exhibitions" (Москва, Россия), "Дни станковой фотографии" (Киев, Украина)

2011-2012, со-организатор ChernihivPhotoFest (Украина)

2013, со-организатор Международного фестиваля визуальной культуры VIZII (Украина)

2012-2014, со-организатор Культурного фотографического центра PhotoCULT (Украина)

Персональный сайт: www.anizur.com

 

 

Ани Зур. Перформанс «Улица Институтская»

 

 

Ани Зур. Перформанс «Хватит» на фоне стен Кремля в Москве

 

Об авторе

 

Наталья Чех – арт-менеджер, куратор социокультурных проектов, руководитель NGO CAPI (ОО «ИНСТИТУТ ПРОДВИЖЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ КУЛЬТУРЫ»)


Наталья Чех