Я Галерея: разрыв поколений
11 января в Я Галерее открылись две параллельные выставки, которые продлятся до 6 февраля:
Олег Грищенко «Два» (ул. Хорива, 49)
Александр и Тамара Бабак «Каберне» (ул. Волошская, 55/57)
На одной из выставок можно увидеть реально существующие объекты – «глазомеры», на другой – скульптуры, созданные из лозы и железа.
Проекты, которые, по сути, не нуждаются в сравнении, все же натолкнули на мысль об их сопоставлении. Виной тому посещение двух экспозиций в один день и как результат – нехитрое наблюдение о разрыве поколений художников, принадлежащих к общей нефигуративной традиции. Различие это заключается в отношении к жизни, которое находит отражение в творчестве.
Молодость Олега Грищенко проявляется в особой осторожности при постановке и решении творческой задачи. Но в то же время, у него явно присутствует решительность, необходимая художнику в подходе к серьезным темам.
Старшее поколение в лице художников Александра и Тамары Бабак – накопив мудрость прожитых лет, учит нас относиться к жизни с легкостью и радоваться ее дарам... Принимая во внимание все возникшие впечатления, рассмотрим каждый из проектов.
Выставка Олега Грищенко «Два» представляет собой проекты: «Сошенко Х» и «Квітне». Расположившись в отдельных залах, эти две равноправные тематические линии создают симметрично отраженные части экспозиции. С первых минут пребывания на выставке возникает сильный интерес к проекту, хотелось рассматривать, понимать и узнавать. Работы, а, скорее, даже одно цельное произведение, фризообразно заполняют периметр выставочного зала. Такой способ репрезентации выявляет характер времени, доказывая, что мир изменился настолько, что традиционная форма картины (либо графического листа) уже не выдержала бы того информационного потока, в котором пребывает сегодняшнее общество.
Олег Грищенко. «Сошенко Х», 2011
Олег Грищенко. «Сошенко Х», 2011
Олег Грищенко. «Сошенко Х» (фрагмент), 2011
Художник переосмысливает схемы нашего видения окружающего мира. Он также предлагает нам эталонную единицу измерения – глазомер. Внимательный зритель поймет иронию автора, либо увидит прямую подсказку к пониманию идеи проекта: в выставочном зале мы видим реально существующий предмет – глазомер. Ведь на самом деле глазомер — это как раз способность определять расстояние, не прибегая к помощи каких-либо приборов. И так как у каждого творца, да и вообще каждого человека, глазомер индивидуален, Олег Грищенко предлагает измерять изображенное пространство глазомером, который соразмерен именно его глазу.
Олег Грищенко. Глазомеры (из серии «Сошенко Х»), 2011
Но некая робость усматривается в отсутствии новизны, которую мог бы нести проект. Скорее, это новый, технически сильный, способ репрезентации темы восприятия пространства, результат переосмысления этого вопроса автором самим для себя.
Сошенко – это улица, названная в честь Ивана Сошенко – киевского маляра и педагога, на которой расположены художественные мастерские. Здесь Олег Грищенко и создает свои проекты.
Другой представленный проект Олега Грищенко – «Квітне» – это рассказ о диалоге внешней формы и внутреннего содержания на примере обыденных предметов. В качестве графического метода выражения художник использует высокую печать с четырёхцветной автотипией (СМYК), которая является основной в полиграфии для стандартной триадной печати. Именно эта цветовая модель, по мнению художника, несет в себе символическое значение разделения сфер нашей духовной жизни на тело, дух и душу.
Олег Грищенко. «Квітне», 2011
В этом выставочном зале перед нами такая же горизонталь, тянущаяся лентой вдоль стены помещения, как и в предыдущем. Но вот только смысловое наполнение графических работ уже совсем другое – тут нашло выражение личное мироощущение автора. Перед нами страницы души художника и, читая отрывки текстов, мы как будто погружаемся в его размышления, сопровождающие творческий процесс.
Олег Грищенко. «Квітне» (фрагмент), 2011
Олег Грищенко. «Квітне» (фрагмент), 2011
Олег Грищенко. «Квітне» (фрагмент), 2011
Олег Грищенко. «Квітне», 2011
Таким образом, залы Я Галереи, представляющие проект «Два» – демонстрируют опыт внешнего и внутреннего созерцания – перепевая на новый лад извечную тему дуализма окружающего нас мира. Автор будто заново открывает для себя старую истину о том, что оппозиционная раздвоенность присуща природе всех вещей в жизни. Бинарность пронизывает наше бытие: «...вся наша жизнь делится на материальное и духовное, внешнее и внутреннее, высокое и низменное, натуралистическое и символическое, сознательное и подсознательное, прямое и косвенное. Эти направляющие существуют в каждом человеке, в каждой личности, иногда сплетаясь между собой и почти создавая одно целое, иногда проходя параллельно вдоль жизненного пути и, кажется, могут сойтись лишь где-то вдали, но они никогда не существуют отдельно друг от друга», – пишет Олег Грищенко.
В завершение хотелось бы напомнить, что Олег Грищенко – молодой украинский художник, последователь классической школы графики, подход к которой постоянно переосмысливает. В проекте “Сошенко Х” прослеживается преемственная связь с творчеством Игоря Яновича, который также размышлял над пересечением внутреннего и внешнего миров в проекте “Субъективные пространства”. Очевидно, на данный момент для Олега Грищенко важным является укрепить академическую традицию, которая должна стать основой для формирования собственного стиля выражения, это логично. Ведь не зря художник является участником проекта “Генофонд” арт-центра Я Галерея, суть которого состоит в развитии и исследовании потенциально сильного молодого украинского искусства.
Теперь обратимся ко второму проекту – “Каберне” Александра и Тамары Бабак.
Александр Бабак изобразил на холсте опавший виноград, а Тамара Бабак создала скульптуры из виноградной лозы, форма которых напоминает гурзуфские беседки. Работы, помещенные в одно пространство, с одной стороны, являются взаимодействующими частями одного целого, с другой – выражают разные позиции восприятия художественного материала. В воздухе завис вопрос, “что мы видим в первую очередь: цвет или форму?” Ответ не заставил себя ждать – это был цвет. Цвет, который опьяняет сразу и очень сильно, затмевает воображение и не остается больше ни сил, ни повода, размышлять над скрытыми смыслами.
Александр Бабак. Серия «Каберне», 2011
Тамара Бабак. «Альтанки», 2011. Виноградная лоза, железо
Тамара Бабак. «Альтанки», 2011
Тамара Бабак. «Альтанки», 2011
В целом, проект производит впечатление какой-то чрезмерной легкости. Чрезмерной в том смысле, что кроме как о природе, вине и светских беседах, находясь среди этих высокохудожественных декораций, думать не хочется. Авторы охмеляют зрителя, лишая его любых традиционных асоциаций с вином как феноменом культуры – например, дионисийских или же христианских. Вино тут символ светского, некого элитарного начала. Это скорее напоминает перевод архетипов на современный язык, но достаточно ли этого перевода? С уверенностью лишь могу сказать, что проект эстетически производит сильное впечатление. А, возможно, это и есть урок от старшего поколения, который следует выучить – жить и творить нужно с легкостью.
Вера Ганжа