Я опаздываю на самолет, на который невозможно опоздать

Как мы уже сообщали, 16 сентября 2010, 12.00, в аэропорту Жуляны инаугурационным художественным проектом, лекцией-перформансом Алевтины Кахидзе «Я опаздываю на самолет, на который опоздать невозможно» начнется запуск программы грантов для независимых творческих проектов и ³ [идея - импульс - инновация] Фонда Рината Ахметова «Развитие Украины». Специально для этого проекта Кахидзе получит в свое полное распоряжение частный самолет, который - возможно - отвезет художницу из аэропорта Жуляны до указанного ею места назначения и обратно. «Возможно» - поскольку все будет зависеть от желания самого автора. Маршрут, время отлета, багаж, который занесут в салон самолета - все это художница будет решать прямо на месте, руководствуясь собственной интуицией. Проект «Я опаздываю на самолет, на который опоздать невозможно» станет метафорой свободы художника и его способности подчинить эту свободу творчества, а значит и ответственности художника. Проект, по замыслу художницы, будет отсылать к общеизвестному высказыванию «в искусстве мечты становятся реальностью». Этот проект Алевтины Кахидзе станет продолжением ее же проекта 2008 г. в рамках выставки «Бескрайняя сфера» куратора Томаса Труммера. Напомним, что в конце 2008 г. Кахидзе направила странное письмо-картину нескольким богатым людям страны со следующим текстом: «... Я - художница. Когда меня спрашивают, могу ли я нарисовать чей-то портрет, натюрморт, море, - я всегда отвечаю, что могу нарисовать все. Точнее, я так отвечала ранее. Сейчас я так не говорю. Дело в том, что я столкнулась с тем, что не могу нарисовать одну вещь. Я не могу нарисовать Землю, если бы она была нарисована из окна моего собственного самолета ... »Наконец письмо попало в Фонд Рината Ахметова. И фонд решил помочь художнице и предоставить ей такую возможность. Алевтина Кахидзе в свою очередь пойдет дальше. Она не только будет рисовать Землю. И - возможно - вообще не рисовать. Она сделает все невозможные, абсурдные и запрещенные вещи для обычного пассажира. Испытает свою мечту на прочность. Подобным образом, программа грантов и ³ [идея - импульс - инновация] станет ответом на сформированный общественный запрос - потребность в независимом финансировании для независимых творческих проектов. Напомним, до сих пор в Украине было крайне мало программ грантов для художников, что блокировало развитие художественных инициатив. Программа и ³ станет ответом на такую ситуацию. Предоставит возможность творческого развития в четырех сферах культуры: визуальное искусство, театр, литература и музейное дело. В рамках и ³ будут предоставляться гранты институциям и индивидуальным художникам на создание художественных проектов, а также на профессиональные поездки за границу (для участия в фестивалях, конференциях, выставках и т.п.). Решение о предоставлении грантов будет принимать независимый Экспертный совет. Программа и ³ стремится стать гибкой и удобной платформой поддержки украинской культуры, которая чутко реагирует на запросы культурной среды. Метафорически говоря, и ³ станет самолетом, предоставляемым творческим людям по их требованию. Подобно самолету Алевтины Кахидзе, на который невозможно опоздать.

Лекция-перформанс, 17 сентября, пятница, 16:00

Дом Митрополита, Национальный заповедник «София Киевская»

Киев, ул. Владимирская, 24

Предлагаем вам кураторский текст Олеси Островской-Лютой к инаугурационному проекту

 Проект Алевтины Кахидзе «Я опаздываю на самолет, на который опоздать невозможно» - это метафора позиции художника и искусства в целом в мире человеческих отношений. Для многих из нас придирчивый и предельно честный анализ собственных представлений и образа мышления с угрожающей неизменностью покажет: мы часто верим (и прячем эту веру от самих себя), что художник - это маргинальная личность, не способна к рациональному мышлению, логическим выводам и ответственности за свои действия. Это кто-то, кто находится на окраинах реальной жизни и переводит ее тяготы на окружающих. И одновременно, это тот, кого постоянно окружает декларативное восхищение и оценивание со стороны других. Это такое себе воспоминание о выходках юного Бодлера: невыносимого и магнетически привлекательного. Фигура художника окажется в чем-то похожей на фигуру паяца при дворе короля, где королем становится целое общество. Художник имеет право на неприемлемое поведение, поскольку оно - это поведение - указывает на собственную несостоятельность общества. Но за это право платит агрессивным вытеснением из мира нормативного, как это нормативное представляется большинству членов общества. И если под «художником» мы подразумеваем всех участников художественного процесса (от арт-критика до арт-менеджера), то паяцом общества окажется именно искусство.

От этой сферы не ждут четкости, слаженности и логики. Как метко и не без иронии заметила однажды Алевтина Кахидзе, «моя дисциплинированность ставит под сомнение мой талант». Область искусства - это гавань неопределенности и нестабильности. Здесь нет социального обеспечения, многолетних кредитных планов и понятных этапов карьерного роста. Здесь всегда лучше быть № 2, чем № 1. Ибо у второго есть надежда стать первым, а над первым тяготеет хлопотная перспектива перехода на свалку истории. По крайней мере, так утверждают бывшие № 1. Но сфера искусства способна и на магическое. Недавно куратор Юрий Онух написал для своего проекта Porta Aurea, созданного в киевских Золотых Воротах "Зачем нужны ворота? В замкнутой структуре стены, окружающей город, есть щель, которая дает шанс оказаться по другую сторону стены. ... Искусство дает нам такой же шанс как Ворота, ведь искусство само по себе и является Воротами, искусство - это щель, через которую можем проникнуть на другую сторону бытия ". А говоря банальнее и лаконичнее: в искусстве невозможное становится реальностью. Искусство имеет много общего с чудесным в наиболее возвышенном смысле слова. Оно способно вызвать интеллектуальное прозрение и пробуждать видения будущего. Искусство визионерское по своей сути.

Следовательно, невозможность и ее потенциал трансформации в неизвестном направлении - именно это комментирует Кахидзе своим проектом «Я опаздываю на самолет, на который опоздать невозможно». Делая множество мелких невозможных и абсурдных вещей, художница всякий раз подчеркивает некоторую фантастичность ситуации. И пытается подорвать изнутри постоянные, общепринятые и часто репрессивные требования, произведенные обществом ради собственного спокойствия. Кахидзе показывает хрупкость этих требований, опирающихся главным образом на наше воображение и при этом скрывающихся под защитой всех «рациональных» социальных институтов. Она стремится опоздать на самолет, но так, чтобы полет таки осуществился, хочет взять с собой на борт груз, который, обычно, не возьмешь, но в искусстве же все возможно, не так ли? Художница пробует расшевелить устоявшиеся представления о том, чем искусство и есть и чем оно не является. А более всего - подчеркнуть способность искусства трансформировать вещи, суждения и судьбы. И здесь необходимо небольшое исторический отступление. Проект «Я опаздываю на самолет, на который опоздать невозможно» имеет свою историю. Он возник из проекта Кахидзе 2008 года, созданного для выставки «Бескрайняя сфера» в Центре Современного Искусства при НаУКМА, и стал некоторым вызовом для самой художницы. Вызовом из сферы нехудожественного. В рамках проекта, Кахидзе отправила рисунки-листы нескольким богатым людям страны. Это были прекрасно оформленные массивные графические работы в рамах, под стеклом и с надписью в углу: «Уважаемый [такой-то [1]], я прошу прощения, если ходатайство, упомянутое в этом письме, покажется Вам странным, не исполняемым или даже грубым. Я - художница. Когда меня спрашивают, могу ли я нарисовать чей-то портрет, натюрморт, море, - я всегда отвечаю, что могу нарисовать все. Точнее, я так отвечала ранее. Сейчас я так не говорю. Дело в том, что я столкнулась с тем, что не могу нарисовать одну вещь. Я не могу нарисовать Землю, как если бы она была нарисована из окна моего собственного самолета. Это отнюдь не касается моих художественных способностей, преподавателей, которые учили меня рисовать, или моего таланта. Это лишь потому, что у меня нет самолета. Я сделала несколько рисунков Земли из окна рейсового самолета, но они, по моему мнению, не такие, какими бы я рисовала их из окна собственной самолета ... Поэтому я осмелюсь просить Вас сделать такие рисунки во время Вашего полета собственным самолетом. Конечно, если у Вас будет на это время и если Вы могли бы сделать это для меня. Я уверена, что абсолютно не важно, имеете ли Вы навыки рисования или нет. Если бы Вы могли сделать такие рисунки, я, прежде всего, хотела бы на них посмотреть - какими они будут? И второе: я не могу удержаться и не попросить Вас показать эти рисунки в рамках одного из художественных проектов, куда меня периодически приглашают. Буду благодарна за ответ. С уважением, Алевтина Кахидзе.

Таким образом, с помощью искусства Кахидзе бросила вызов области реального, жизненного. И это жизненное решило вызов подхватить и вернуть художнице. Фонд Рината Ахметова предложил Кахидзе частный самолет в полное ее распоряжение на нужное ей время. Чтобы она могла нарисовать Землю с борта собственного, хотя бы на часок, самолета. И именно это стало точкой неожиданной трансформации, которые способно генерировать искусство. Разворачиваясь в повседневной жизни, искусство изменило статус-кво, существующий в этой жизни. Художница получила возможность развернуть свои - вне всех сомнений - интеллектуально обусловленные фантазии. Возможно, в качестве социальной критики, возможно, глубокого анализа самого феномена художественной практики, а может и испытания повседневных клише об искусстве и художнике. Таким образом, продемонстрировав, что искусство это сфера неопределенности, нестабильности, разрывов и изгибов. Но и необычных возможностей. Эдакая ментальная Америка первых поселенцев. Эти необычные возможности способны превратить искусство в китч. Но они же способны дать толчок новому витку мысли.