«Японский магнитофон». Прощальная песня Чайной фабрики

История Экспериментального центра современного искусства «Чайная фабрика» в Одессе заканчивается выставкой коллажей Анастасии Петровой и Анастасии Любинской «Японский магнитофон». До 30 июня еще можно успеть посетить пространство и увидеть выставку начинающих, но многообещающих художниц.

 

Начнем с плохого: в действующем пространстве галереи выставка «Японский магнитофон» станет последней. Около месяца назад появилась информация о скором сносе «Чайной фабрики». В Одессе больше не будет ни Театра на Чайной, ни галереи. Зато появится новая многоэтажка, возможно, даже с торговым центром или хотя бы с еще одним рестораном.

 

Поставить точку в истории пространства выпало двум юным выпускницам одесского худграфа, тезкам Анастасии Петровой и Анастасии Любинской. Девушки представили проект «Японский магнитофон». И в нем, не побоюсь громкого заявления, прекрасно все.

 

Коллаж Анастасии Любинской

 

О чем поет японский магнитофон?


Авторы определяют свою проблематику как «конструирование смысла в эпоху информационного перенасыщения». Экспозиция состоит из примерно 30 коллажей, выполненных в критериях минимализма.

 

Технически каждая работа – это небольшая дощечка, на которой в лаконичном обрамлении размещена короткая фраза, составленная из журнальных вырезок. Некоторые дополнены картинками – из тех же журналов.

 

Коллаж Анастасии Петровой

 

Помимо этого на выставке представлена «интерактивная инсталляция, с помощью которой зрителю предлагается самостоятельно пройти путь смыслообразования» стенд с набором разношерстных книг, где все желающие могут найти и выделить собственные «сгустки смыслов».


Два ответа на один вопрос


Девушки работают в схожей технике, но у каждой собственный почерк. Коллажи Насти Петровой – емкое содержание и абсолютный минимализм исполнения. Все работы одинакового формата, воспринимаются как разложенная на страницы книга с последовательным линейным прочтением.

 

У Анастасии Любинской чисто внешний, визуальный элемент пока что более выражен. Работы оформлены в замысловатые винтажные рамы, активно используются дополнительные элементы: камень, пальмовая ветка, рисунок.

 

Ее фразы отличаются сложным содержанием, многослойными подтекстами. Не все легки для восприятия. Впрочем, у Любинской тоже есть минимализм: он собран в виде небольшой книжечки-скетчбука, от которой тяжело оторваться.

 

Коллаж Анастасии Любинской

 

Отключение воды как стимул к творчеству


Девушки поделились историей создания выставки. Она похожа на синопсис европейской комедии: у друзей-художников отключили воду, и все пошли к Петровой в гости.

 

Сначала собирались, как всегда, смотреть фильмы, но поступило предложение развлечься более креативно. Нашлись какие-то старые журналы, цветная бумага, ножницы, клей...

 

Анастасия Петрова больше не планирует заниматься коллажами: «Я уже все сказала, тема исчерпана». Анастасия Любинская продолжит поиски – есть еще и пространство для роста, и желание исследовать.

 

Почему это хорошая выставка?


Нечастое явление на одесской художественной сцене: выставка приносит удовольствие. Пока академисты соревнуются в реалистичности и соответствии канонам, «contemporary» изощряются в пере-изобретении сложных концепций, рядовой зритель чувствует себя неуютно: ему или скучно, или непонятно, а признаваться в этом как-то неловко.  


«Японский магнитофон» радует, завлекает, делится своими находками, но при этом не опускается до «универсальных» котиков, манипуляций на социальные темы и других способов задешево купить зрителя.

 

Коллаж Анастасии Петровой

 

Идея как показатель качества


Если рассматривать проект более абстрактно, с позиций теории искусства, на первый план вновь выходит минимализм как основное достоинство. Коллажи представляют собой идею, «эйдос» в чистом виде.

 

Они могут быть выполнены на какой угодно бумаге, каким угодно шрифтом, разрушены, повторены бессчетное множество раз – произведение никоим образом не пострадает. Его ядро заложено в нескольких словах и не нуждается в какой-либо дополнительной поддержке. Достоверный признак искусства высокого качества, «вещь в себе».

 

Вместе с тем, визуальная сторона работ не осталась без внимания. Авторы не отбрасывают наработки своих учителей и соблюдают правила композиции и колористики. Это позволяет достичь легкого, ровного восприятия, не нарушенного чисто техническими недочетами.

 

Коллаж Анастасии Петровой

 

Кто и зачем создает искусство


И, наконец, экспозиция хороша тем, что презентует творчество в чистом виде – без претензий, условностей, малейшей примеси конъюнктурности. Кто-то пишет Дюка на фоне моря, потому что хочет вступить в Союз художников. Кто-то монтирует замысловатую инсталляцию из гипсовой головы, транзистора и бюстгальтера, потому что это модно и неплохо бы получить грант.

 

А Насти Любинская и Петрова делают свои коллажи, потому что однажды собрались, попробовали и уже не смогли остановиться – настолько понравилось. Это чувствуется по их работам, по выставке, с которой не хочется уходить. Таким образом, художницы оказываются за пределами влияния внешних условностей, оценок и обстоятельств. Они пережили опыт созидательного потока – а это одно из немногих явлений, имеющих абсолютную значимость.

 

Коллаж Анастасии Любинской

 

ЭЦСИ «Чайная фабрика»: эпилог или интермедия?


«Чайная фабрика» и «Японский магнитофон» встретились вовремя – насколько это вообще возможно в сложившихся обстоятельствах. В последнее время галерея часто занималась довольно спорными проектами. Некоторые из них нельзя было назвать ни экспериментальными, ни современными, а отдельные моменты и к искусству имели разве что косвенное отношение.

 

Авторки проекта

 

Но под конец «Чайная» как будто очнулась, встряхнулась, вспомнила что она и зачем, и пригласила в свои стены искусство, ради которого все затевалось – живое, свежее, вибрирующее энергией и радостью.

 

Точка это или многоточие – время покажет. В галерее очень осторожно говорят о возможном новом проекте на новой локации, но никаких подробностей не раскрывают – оно и понятно. В любом случае, для помещения на улице Карантинной коллажи Петровой и Любинской стали более чем достойным завершением.