Юмор и сознательная вторичность

18 мая - 17 июня  в галерее «Коллекция» проходит персональная выставка украинского художника Ильи Чичкана под названием Monkeywood.  Проект состоит из трёх частей: живописи Monkeywood,  рисунков Monkey Business и видео Monkey Food.

На выставке представлена серия новой живописи, но на старую тему: в этот раз в “обезьяних” образах зритель узнаёт незыблемых идолов мировой культуры - Энди Уорхола, Элвиса, Хичкока, Мэрилин Монро и прочих.
Илья Чичкан. Элвис. 2011г. Холст, масло

До боли знакомый Hollywood переиначен в Monkeywood - сложно сказать, что автор переосмыслил знаковые кинообразы ушедшего века, скорее - представил их в форме близкой и приемлемой сегодняшнему потребителю. У антиконсюмериста Чичкана получается на удивление потребляемый продукт.

Илья Чичкан. Хичкок. 2011г. Холст, масло

На входе зрителя встерчает “ремикс” на Энди Уорхола. Зритель настроен развлекаться и схема срабатывает, а сам автор говорит, что идея на поверхности и самому рассказывать о ней как-то стыдно. Тема, метод и способ, избранные художником, уже неоднократно обыгрывались и в мировой художественной практике и им же самим - говорить здесь о какой-либо первичности по умолчанию сложно. Но, во-первых, в том-то и прелесть постмодернизма, что он иронизирует над окружающим миром или над самим собой, тем самым спасая себя от пошлости и оправдывая свою исконную вторичность. А во-вторых, поколение украинских художников старой закалки, художников времён “Парижской комунны” всё больше склоняется к почиванию на лаврах, а то и совсем салонной живописи. И пока от них ждут надрыва и провокации, они с юмором совершенствуют старый проверенный метод.

Илья Чичкан. Энди. 2011г. Холст, масло

Чичкан, собственно, и не пытается обозначить конкретный смысл своих работ. Вместо этого - прикрывается юмором и оставляет зрителю пространство для каких угодно интерпретаций. Продолжая собственную традицию психодарвинизма, Илья Чичкан становится настоящим антропологом, помогая зрителю понять и принять свою “обезьянью” суть.

Илья Чичкан. Касабланка. 2011г. Холст, масло

Во второй части проекта - Monkey Business - серия работ, выполненная Ильей Чичканом совместно с сыном Давидом на денежных купюрах разных стран мира – от гривны, доллара и евро до индийских рупий или танзанийских шиллингов. Эта часть выставки гармонично дополняет живопись, представляя неотъемлемый составляющий компонент “обезьяньего мира” - деньги. Они актуальны для каждого потенциального зрителя.

Илья Чичкан. Monkey Business. 2011г. (фрагмент экспозиции)

Однажды Энди Уорхол в поисках вдохновения расспрашивал друзей о том, что они любят больше всего. И тогда его спросили в ответ: “А что ты любишь больше всего?” Так он начал рисовать деньги.

Илья Чичкан. Monkey Business. 2011г. (фрагмент экспозиции)

Несложно догадаться, что на купюрах проекта Monkey Business вместо портретов лидеров - симбиоз приматов. Илья Чичкан прав, у каждого своё отношение к деньгам, поэтому серия работает безотказно - каждый углядит что-то для себя.

В третьей части проекта Ильи Чичкана – видео-арт Monkey Food, который завершает композиционную целостность выставки: художник отправляет “обезьянью еду” в космос. Coca-Cola как символ эпохи глобализма и консюмеризма запущен в небо. Каждая эпоха и каждый символ в ней не безвременны - они диктуют свои правила, но лишь некоторое время, которое в мировом масштабе может ничего и не значить. Эта работа иронично раскрывает контекст выставки во всей её несерьёзности.

Расскажите про психодарвинизм и Энди Уорхола - икону на входе. 
Илья Чичкан: На самом деле, Энди Уорхол не имеет никакого особого влияния ни на эту выставку, ни на меня, ни на всё остальное. Кроме того, выставка называется Monkeywood, поэтому, естественно, если есть иконизированные персонажи, - почему бы не взять икону. А Психодарвинизм - это выставка, которая была лет пять-шесть назад. Я придумал эту теорию сам. Но оказалось, что у Дарвина была такая теория «психодарвинизм» и касалась она обезьяньего мира. Я человек мало учёный в этом плане и был поражён тем, что я смог повторить то же самое, что придумал Дарвин. “Почему бы вам не рисовать других животных ?” – меня все спрашивают…

Да, и не надоело ли вам рисовать обезьян…

И.Ч.: Как японские самураи или точители ножей, которые совершенствовались всю жизнь, или Малевич, или Джексон Поллок - я до этого очень сильно метался и теперь понял, что очень интересно делать одно и то же, монотонно, но хорошо. Немножко изменяя контекст. Но в этом есть какая-то прелесть.

Вас интересует прелесть познания человека в его обратной эволюции таким способом или прелесть познания себя как художника в этой теме?

И.Ч.: Мне больше всего интересно моё старение, поэтому я углубляюсь в эту тему сильно… я сам к себе обращаюсь. В теории Дарвина я являюсь частью эволюции. И мне очень интересно, насколько моё подсознание может работать в одном ритме с телом. Иногда это сбивается и тогда сознание начинает жить за телом. Это очень интересно. А тут очень много интересных вопросов – вся выставка  это юмор.

Тема консюмеризма, которая затронута на выставке, уже не новая, хоть и актуальная.  В чём новизна вашего подхода к этой теме?

И.Ч.: У меня антиконсюмеризм. Я встречаю две группы людей: те, которые хотят быть обезьянами, и те, которые категорически не хотят. И вот те люди, которые хотят видеть себя обезьянами, они мне намного ближе, чем те, которые не хотят.

Потому что они искреннее?

И.Ч.: Потому что они, в принципе, наконец-то, избавились от комплексов. Любой человек иногда страшен, иногда прекрасен, когда важен ум, когда данные… Настолько проста схема, которую я делаю, что мне иногда даже стыдно её объяснять, потому что она на лицо.  Так что - Планета обезьян.

Кому “принадлежат” черепа на полотнах?

И.Ч.: Я подумал: Хёрст, Аниш Капур – все делают черепа, а я рисую обезьян, но черепов обезьяньих не нарисовал. Вот я и сделал быстро…

То есть, вы тоже обезьяна…

И.Ч.: Я?

Да. Вы – обезьяна?

И.Ч.: Да. В какие-то особенно сложные моменты моей жизни, я - мегаобезьяна.

 


Ася Баздырева