Юмор и сознательная вторичность
18 мая - 17 июня в галерее «Коллекция» проходит персональная выставка украинского художника Ильи Чичкана под названием Monkeywood. Проект состоит из трёх частей: живописи Monkeywood, рисунков Monkey Business и видео Monkey Food.
До боли знакомый Hollywood переиначен в Monkeywood - сложно сказать, что автор переосмыслил знаковые кинообразы ушедшего века, скорее - представил их в форме близкой и приемлемой сегодняшнему потребителю. У антиконсюмериста Чичкана получается на удивление потребляемый продукт.
Илья Чичкан. Хичкок. 2011г. Холст, масло
На входе зрителя встерчает “ремикс” на Энди Уорхола. Зритель настроен развлекаться и схема срабатывает, а сам автор говорит, что идея на поверхности и самому рассказывать о ней как-то стыдно. Тема, метод и способ, избранные художником, уже неоднократно обыгрывались и в мировой художественной практике и им же самим - говорить здесь о какой-либо первичности по умолчанию сложно. Но, во-первых, в том-то и прелесть постмодернизма, что он иронизирует над окружающим миром или над самим собой, тем самым спасая себя от пошлости и оправдывая свою исконную вторичность. А во-вторых, поколение украинских художников старой закалки, художников времён “Парижской комунны” всё больше склоняется к почиванию на лаврах, а то и совсем салонной живописи. И пока от них ждут надрыва и провокации, они с юмором совершенствуют старый проверенный метод.
Илья Чичкан. Энди. 2011г. Холст, масло
Чичкан, собственно, и не пытается обозначить конкретный смысл своих работ. Вместо этого - прикрывается юмором и оставляет зрителю пространство для каких угодно интерпретаций. Продолжая собственную традицию психодарвинизма, Илья Чичкан становится настоящим антропологом, помогая зрителю понять и принять свою “обезьянью” суть.
Илья Чичкан. Касабланка. 2011г. Холст, масло
Во второй части проекта - Monkey Business - серия работ, выполненная Ильей Чичканом совместно с сыном Давидом на денежных купюрах разных стран мира – от гривны, доллара и евро до индийских рупий или танзанийских шиллингов. Эта часть выставки гармонично дополняет живопись, представляя неотъемлемый составляющий компонент “обезьяньего мира” - деньги. Они актуальны для каждого потенциального зрителя.
Илья Чичкан. Monkey Business. 2011г. (фрагмент экспозиции)
Однажды Энди Уорхол в поисках вдохновения расспрашивал друзей о том, что они любят больше всего. И тогда его спросили в ответ: “А что ты любишь больше всего?” Так он начал рисовать деньги.
Илья Чичкан. Monkey Business. 2011г. (фрагмент экспозиции)
Несложно догадаться, что на купюрах проекта Monkey Business вместо портретов лидеров - симбиоз приматов. Илья Чичкан прав, у каждого своё отношение к деньгам, поэтому серия работает безотказно - каждый углядит что-то для себя.
В третьей части проекта Ильи Чичкана – видео-арт Monkey Food, который завершает композиционную целостность выставки: художник отправляет “обезьянью еду” в космос. Coca-Cola как символ эпохи глобализма и консюмеризма запущен в небо. Каждая эпоха и каждый символ в ней не безвременны - они диктуют свои правила, но лишь некоторое время, которое в мировом масштабе может ничего и не значить. Эта работа иронично раскрывает контекст выставки во всей её несерьёзности.
Да, и не надоело ли вам рисовать обезьян…
И.Ч.: Как японские самураи или точители ножей, которые совершенствовались всю жизнь, или Малевич, или Джексон Поллок - я до этого очень сильно метался и теперь понял, что очень интересно делать одно и то же, монотонно, но хорошо. Немножко изменяя контекст. Но в этом есть какая-то прелесть.Вас интересует прелесть познания человека в его обратной эволюции таким способом или прелесть познания себя как художника в этой теме?
И.Ч.: Мне больше всего интересно моё старение, поэтому я углубляюсь в эту тему сильно… я сам к себе обращаюсь. В теории Дарвина я являюсь частью эволюции. И мне очень интересно, насколько моё подсознание может работать в одном ритме с телом. Иногда это сбивается и тогда сознание начинает жить за телом. Это очень интересно. А тут очень много интересных вопросов – вся выставка это юмор.Тема консюмеризма, которая затронута на выставке, уже не новая, хоть и актуальная. В чём новизна вашего подхода к этой теме?
И.Ч.: У меня антиконсюмеризм. Я встречаю две группы людей: те, которые хотят быть обезьянами, и те, которые категорически не хотят. И вот те люди, которые хотят видеть себя обезьянами, они мне намного ближе, чем те, которые не хотят.Потому что они искреннее?
И.Ч.: Потому что они, в принципе, наконец-то, избавились от комплексов. Любой человек иногда страшен, иногда прекрасен, когда важен ум, когда данные… Настолько проста схема, которую я делаю, что мне иногда даже стыдно её объяснять, потому что она на лицо. Так что - Планета обезьян.Кому “принадлежат” черепа на полотнах?
И.Ч.: Я подумал: Хёрст, Аниш Капур – все делают черепа, а я рисую обезьян, но черепов обезьяньих не нарисовал. Вот я и сделал быстро…
То есть, вы тоже обезьяна…И.Ч.: Я?
Да. Вы – обезьяна?И.Ч.: Да. В какие-то особенно сложные моменты моей жизни, я - мегаобезьяна.
Ася Баздырева