Загадка «Дамы с единорогом»
В рамках года Италии в России в Государственном Музее Изобразительных Искусств им. Пушкина в Москве выставлена картина классика эпохи Возрождения Рафаэля Санти – «Дама с единорогом». О впечатлении от картины и загадке ее создания в 1504 году великим художником рассказывает побывавшая на выставке наша журналистка.
Рафаэль Санти (автопортрет) 1506 г.
Увидеть картину Рафаэля – это не то же, что много раз услышать о нем на парах по искусству Возрождения. И хотя в рамках года Италии в Россию привезли не «Сикстинскую мадонну» (1513) - признанный шедевр художника – в непосредственном соприкосновении с картиной становится понятно, о чем твердят критики всех времен, выделяя из ряда многочисленных итальянских мастеров трех гениев, одним из которых является Рафаэль Санти.
Рафаэль Санти "Сикстинская мадонна" 1512-1513 гг.
На формирование таланта Рафаэля повлияло в первую очередь обучение в мастерской Пьетро Перуджино. А позже, увидев картины Леонардо и Микеланджело, Рафаэль взял от них достижение того времени – анатомически правильное изображение человеческого тела.
В «Даме с единорогом» особенно видно сильное влияние «Моны Лизы»: в позе модели, в обрамляющих фигуру колонах лоджии. Обе картины объединяет также и аура таинственной истории. Однако, если «Мона Лиза» будоражит умы на протяжении столетий характерной для Леонардо размытостью черт, которая создает неясную смесь улыбки с мечтательностью в лице изображенной женщины, то женщины Рафаэля поражают женственной чистотой, отраженной в их лицах. «Сикстинскую мадонну» принято называть символом материнства и самоотречения. Изображенная художников Дева Мария - наивная тревожная девушка, и одновременно любящая мать.
Именно такое восприятие женщины, характерное для Рафаэля, и дало возможность искусствоведам однозначно аттрибутировать «Даму с единорогом».
Некоторое время картина считалась принадлежащей кисти Перуджино и называлась «Святая Екатерина Александрийская». В 1934—1936 году «Святая Екатерина» была подвержена реставрации, когда и было обнаружено, что картина написана Рафаэлем. Оказалось, что поверх единорога были написаны традиционные атрибуты святой Екатерины: мученическое колесо и пальмовая ветвь, а поверх плеч сидящей женины - мантия.
Картина приобрела современный вид. Но вслед за этим было сделано еще одно потрясающее открытие. Реставрация 1959 года, в ходе которой применили рентгеновское излучение, показала, что под единорогом была изображена собачка – символ супружеской верности.
Рафаэль Санти "Дама с единорогом" 1504 г.
Стоит ли говорить, что именно единорог делает картину такой интересной и впечатляющей. Может быть, поэтому никто не стал восстанавливать более древний слой с собачкой. Между тем, правда в том, что Рафаэль единорога не рисовал. При скептическом взгляде, то, что единорог – это поздняя дорисовка, может заметить даже не специалист.
«Дама с единорогом» - это пример так называемой озонной живописи Рафаэля. Блондинка с голубыми глазами, с почти детским незамутненным взором написана этим мастером изображения женской красоты на безупречно лазурном фоне.
Мифическое существо – единорога - принято было представлять диким и необузданным зверем, приручить которого может лишь девственница. На картине же маленький, «ручной» единорог послушно сидит на коленях белокурой девушки. Именно единорог придает всему ее облику особенную трогательность, неожиданно подчеркивает какую-то наивную неосознанную красоту в ее взгляде и во всей ее позе.
Кроме грациозного изящества, «Даму» Рафаэля с «Мона Лизой» роднит загадка личности изображенных женщин. Существует рисунок Рафаэля, хранящийся в Лувре, который, по мнению критиков, лег в основу портрета. На рисунке изображена модель Маддалена Дони, с которой Рафаэль написал другой портрет. Исследователей особенно воодушевил тот факт, что на этом другом портрете на шее у Маддалены Дони висит украшение в виде единорога. Предполагают также , что Рафаэль писал Джулию Фарнезе - любовницу папы Александра VI Борджиа, поскольку единорог являлся родовой эмблемой ее фамилии.
Рафаэль Санти рисунок хранящийся в Лувре
Если учесть, что по изначальной рафаэлевской версии портрета на руках у дамы сидит все-таки собачка, то скорее всего это был предсвадебный портрет какой-нибудь молодой флорентийки, так как собачку изображали как знак супружеской верности.
Кто бы ни была незнакомка, изображенная Рафаэлем в 1504 году, портрет ее считается первым портретом Рафаэля, на котором совершенно изображен настоящий живой человек.
Конечно, зрителям ХХI века, привыкшим к разнообразию жанров и выхолощенным формам женских тел, «Дама с единорогом» Рафаэля может показаться несколько простоватой, или даже несовершенной, что не отменяет ее значение в истории искусства, а также ее загадочности.
Анна Ландихова