Загадка природы по Джорджо Де Кирико
Алиса Ложкина о кураторском проекте Акилле Бонито Олива - юбилейной выставке работ основателя итальянской метафизической живописи.
Итальянской метафизической живописи в этом году исполняется сто лет. Это направление ведет свою историю от одной из наиболее интересных фигур искусства ХХ века - Джорджо де Кирико. Де Кирико родился в 1888 году в обеспеченной итальянской семье в Греции и за исключением краткого времени, проведенного в Париже, прожил почти всю свою жизнь - долгих 90 лет – на итальянской земле. Он получил художественное образование в Афинах, Флоренции и Мюнхене и некоторое время находился под влиянием символизма. Метафизическая живопись родилась, когда в 1910 году де Кирико во Флоренции нарисовал работу «Загадка осеннего вечера», а дальнейшее развитие течения происходило в Париже и Ферраре, где с 1917 года де Кирико занимался развитием метафизической живописи на пару с другим известным художником, одним из зачинателей итальянского футуризма – Карло Карра.
В юбилейный для метафизической живописи год огромную выставку, посвященную де Кирико, взялся курировать один из самых влиятельных критиков современной Италии – Акилле Бонито Олива. Выставка, состоящая из 140 произведений де Кирико из коллекций различных мировых музеев проходит 9 апреля по 11 июля в римском Palazzo delle Esposizioni.
Интерес Оливы к метафизической живописи не случаен. Ведь это направление во многом определило облик итальянского трансавангарда, крестным отцом которого по праву считается знаменитый итальянский критик и куратор. Действительно, не будь де Кирико с его упрощенностью форм, безликостью человеко-манекенов и условностью пейзажей, итальянский постмодернизм в лице трансавангарда конца 70-х - начала 80-х вряд ли обрел бы свои наиболее характерные черты. Косвенно, выставка де Кирико касается и Украины – ведь именно трансавангардом, который впервые обозначил как течение именно Олива, вдохновлялось в конце 80-х-начале 90-х гг. ХХ века целое поколение художников украинской Новой волны – Савадов, Голосий, Гнилицкий, Ройтбурд и многие другие. Вот такая вот «загадка природы» получается: оказывается, без итальянской метафизической живописи начала ХХ века могли бы не состояться и многие интересные явления отечественного искусства конца прошлого века.
Акилле Бонито Олива, как полагается классику, с другим классиком обращается довольно свободно. В фокусе его кураторского внимания – природа в творчестве де Кирико - природа вещей, смыслов и всего творчества художника. Ведь для того, чтобы понять метафизическое искусство, то есть то, которое в буквальном смысле идет «после природы», пытается превозмогать ее, необходимо понять то, как художник воспринимает саму природу. Для более подробного раскрытия различных аспектов заявленной темы, куратор разделил выставку на семь частей. Все части рассказа Оливы о природе у де Кирико располагаются в отдельных боксах вокруг центральной ротонды Palazzo delle Esposizioni и являются отдельными самостоятельными повествованиями – о природе человека, жизни, анти-природе и пр. Здесь не соблюдена хронологическая последовательность. Довольно слабые ранние работы де Кирико символистского периода намеренно перемешаны с его знаковыми метафизическими холстами, что, в первый момент, сильно шокирует. А затем понимаешь, что именно природу – и в первую очередь, природу творчества - обнажает перед нами Бонито Олива всеми доступными ему экспозиционными средствами. Сопоставляя слабые работы де Кирико, его малоизвестные поздние творения и легендарные произведения, ставшие иконами ХХ века, куратор показывает, как из довольно слабых технических способностей у де Кирико получается сконструировать уникальный образный мир, поражающий своей достоверностью. Наверное, в этом и состоит главная «природа» творчества де Кирико, превозмогающего даже природное несовершенство таланта самого художника.
«La natura secondo de Chirico»/ «Природа по де Кирико», куратор Акилле Бонито Олива
9 апреля – 11 июля, Palazzo delle Esposizioni, Рим, Италия