«Закат» Станислава Силантьева
Вчера в кинотеатре «Жовтень» закончилась выставка современных украинских художников «Expression Soleil couchant» («Выражение. Закат»), один из участников которой – Станислав Силантьев – по совместительству выступил куратором этого проекта. Он собрал под крышей небольшой подольской галереи работы десяти своих современников, пафосно озаглавив экспозицию названием, отсылающим зрителя к этапной для импрессионизма картине Моне «Impression Soleil levant» («Впечатление. Восходящее солнце»). По словам Силантьева, игра слов не только напоминает о закате модернизма в современном искусстве, но и деликатно намекает на то, что наперекор мировым тенденциям, он все еще присущ украинской художественной сцене. Говорят, как корабль назовешь, так он и поплывет – у зрителей была ровно неделя на то, чтобы решить, как и куда поплыла «Expression Soleil couchant».
Среди художников, работы которых были выставлены, – как вполне медийные личности (например, жлобисты Манн и Семесюк), так и те, которых не сыщешь днем с огнем, и, вероятнее всего, большинство посетителей увидели их работы впервые (львовский Мирослав Ягода). Для того, чтобы понять, что общего куратор нашел между ними, самое время обратиться к его концепции.
Мирослав Ягода
«Сегодня свобода высказывания ограничена влиянием кураторов, которые монтируют историю мирового искусства в своих кабинетах. Художественная культура развитых стран (или таких, которые пытаются ими казаться) тенденциозна - индивидуальность художника затерта наперед ожидаемыми рефлексиями, которые диктует ряд институций. Сами же институции, в свою очередь, существуют ради поддержки баланса между большими капиталистами и «справедливыми художниками». Иными словами, работа Кадара Аттия в рамках Аrsenale 2012 более интересна Дэвиду Эллиотту, нежели работы участников моей выставки Мирослава Ягоды или Андрея Гуменюка». – говорит Станислав Силантьев.
Его путанный программный текст, идя дальше, дает оценку происходящему на украинской художественной сцене – по мнению Силантьева, те современные украинские художники, которые стремятся быть актуальными в мировом контексте, пытаются вооружиться «новыми методами» («Те, что пришли в 2010», МУХі-2012), придать своим работам политическое звучание («Украинское тело»), но на выходе зритель все равно получает – «Предсказуемые, математические, буквальные реплики в виде социально-критического искусства отечественного образца, которые принимаются местными кураторами за источник всех эволюционных моментов и образуют слитие политической основы и спекулятивной саморепрезентации».
Олекса Манн
В общем, хочет Силантьев показать публике украинское искусство, быть может и неактуальное в контексте западного актуального, но такое, которое не ставит акцент на политике. Хочет показать художников, жалующих традиционный художественный язык и не связанных с крупными институциями, их кураторами и грантами (это, конечно, не считая одесского APL315, который все-таки принимал участие в Аrsenale 2012).
Станислав Силантьев
На его взгляд, основная черта, которая объединяет творчество этих людей - почти нулевое насыщение их работ политической тематикой. И если декадентские женщины с полотен Наталии Кошелюк вроде как гармонично вписываются в эту структуру, то остросоциальное творчество Манна явно диссонирует, стоит лишь вспомнить о его картинах (пусть и не представленных на выставке, но общеизвестных), изображающих, среди прочего, ментовский произвол в стране.
Наталия Кошелюк
«Expression Soleil couchant» - сплав совершенно разных художников, хаотичная мозаика живописи и скульптуры, проиллюстрировавшая одну из граней современного украинского искусства с помощью работ, которые нечасто увидишь бок о бок под крышей одной галереи.
Стоит отметить, что выставка, не смотря на поддержку кинофестиваля «Молодость», обошлась без спонсоров и была основана скорее на энтузиазме участников и куратора. Некоторые из выставленных работ нигде ранее не были представлены (картины Андрея Гуменюка), некоторые были специально доделаны к ее открытию (одна из работ Садана), а некоторые из работ и вовсе почти нигде больше не увидишь – например, львовский художник Мирослав Ягода предпочитает не выставлять свое творчество на всеобщее обозрение.
Алена Костенко