Заметки из Южной Кореи

13 августа стартовал 4-й Международный кураторский курс, организованный биеннале в Кванджу. Курс создан с целью развития кураторской практики как открытой платформы для дискуссий о кураторстве, теоретическом дискурсе современного искусства и стратегиях различных биеннале. На протяжении месяца 24 молодых куратора, отобранных из более чем 400 претендентов, прослушают курс лекций приглашенных преподавателей – Дженса Хоффмана, со-куратора последней Стамбульской биеннале, директора Wattis Institute for Contemporary Arts в Сан-Франциско и  Кэрол Инхуа Лу, со-куратора 9-й биеннале в Кванджу. Кроме этого, в программе курса более десятка лекций и мастер-классов с кураторами, историками искусства и художниками, посещение ведущих арт-иституций Кванджу и Сеула, участие в монтаже экспозиции 9-й биеннале в Кванджу и работа над собственным проектом.



Итак, первая неделя Международного кураторского курса позади. За эту неделю, проведенную в Южной Корее, мы привыкли к акценту друг друга, попробовали на вкус почти все традиционные корейские блюда, научились говорить «спасибо» по-корейски и наконец, спели в корейском караоке “We are the world, we are the children” с Дженсом Хоффманом. Несмотря на, пожалуй, чуть ли не единственную отсылку к корейской культуре в лице Ким Ки Дука (чьи фильмы отличаются жестокостью и натуралистичностью), Южная Корея оказалась невероятно гостеприимной.  А небольшой город на Юго-Западе страны Кванджу - центром, где строится внушительных размеров павильон азиатского искусства, а поддержка художников и развитие современного искусства является одним из приоритетов городской власти. Удивительно, но центр города буквально наводнен современной скульптурой, и все потому, что крупные компании отдают один процент своей прибыли на благоустройство города, который в свою очередь заказывает современную скульптуру у локальных художников. В результате всем хорошо – художники сыты, лаконичные офисные здания приобретают совершенно другой вид, а горожане каждый день соприкасаются с современным искусством.

Координатор Дискуссионной платформы ARSENALE 2012 Екатерина Филюк и другие участники 4-го Международного кураторского курса, организованного биеннале в Кванджу

Интерес к современному искусству в этой стране заставляет меня завидовать корейцам. Только подумать: первую биеннале в 1995 году посетило почти полтора миллиона человек, а главный телеканал страны ежедневно на протяжении месяца делал часовые прямые включения из выставочных залов! Мы много размышляем и говорим последние несколько дней о феномене растущей популярности биеннале, а также о том, что биеннале все чаще проходят на периферии мировой художественной сцены. Какова их роль в современном арт-мире, кто их публика, какие цели преследуют организаторы и кураторы? Теперь есть возможность разобраться в этих вопросах на примере 4 разных биеннале: Стамбульской, Лионской, Сиднейской и биеннале в Сан-Паулу.

Путем простого присвоения порядкового номера Дженс разделил нас на группы. Каждая  группа из 6 кураторов за месяц должна подготовить презентацию и составить заявку на проведение следующей биеннале в названных городах. Звучит захватывающе, не правда ли? И абсолютно нереально. Кажется, пора задуматься над списком художников и тем, кто будет писать статью в каталог следующей биеннале в Сан-Паулу. В моей группе двое молодых людей из Польши и Италии (их на курсе всего четверо), куратор из Индии, Колумбии и США. За следующие несколько недель нам предстоит сопоставить свой жизненный и профессиональный опыт, попытаться найти компромисс и стать со-кураторами.

Кстати, биеннале в Кванджу в этом году  тоже проходит под кураторством шести кураторов из азиатского региона. Все они женщины, младшей – Вассан Аль-Худхайри 32, весной этого года она покинула пост директора Арабского музея современного искусства в Катаре, которым руководила со дня его основания в 2010 году. По ее словам группе кураторов было очень сложно сработаться, в результате пришлось делать шесть отдельных выставок под крышей Биеннале Холла. На мой взгляд, важно то, что они не скрывали свои различия и неспособность договориться и остановиться на чем-то одном, а открыто признали невозможность подобного единства и разбили выставку на шесть подразделов, таким образом, каждый куратор отвечает за свой подраздел. В ответ на наш вполне резонный вопрос: «почему шесть, почему женщины?»  - президент Фундации биеннале в Кванджу Янгву Ли ответил просто: «а, почему нет?». Как сказал один из членов группы Станислав Вельбель о нашем проекте биеннале в Сан-Паулу «let’s make it real». Мне нравится это предложение. Почему бы и нет?

 

 

Екатерина Филюк