«Зерна...» и их плоды

Может ли прошлое встретится с настоящим и пойти пить чай с будущим? Около 40 художников приложили усилия, чтобы это стало возможным. Множественное наложение горизонтов событий отдельных наблюдателей сформировалось в экспозицию «Зерна нового. Время как реальность».

 

Наталья Лиховая. «Воспоминания о настоящем» 

 

Призраки прошлого и остановленное на радость Фауста мгновенье, территории безвременья и тяжелые думы о несбывшемся: площадка диалога объединила художников-дебютантов и уже состоявшиеся имена. Важно, что ростки нового пробились – голос был услышан.

«Основная особенность выставки – ее экспериментальный, свободный, открытый формат. Открытый для поисков нового и «неправильных» ходов. Мы смягчили фильтры отбора – внутренние и внешние. Не зацикливаясь на «артикулированном» искусстве, и не отвергая «сырое». Оставляя за собой право на ошибку для каждого» (Виктория Бурлака, куратор).

 

Такой подход не сказался на качестве экспозиции: работы сильные и интересные по своему ощущению времени и реальности, как в эмоциональном, так и в интеллектуальном контексте. В общей тенденции есть повторения, подтверждающие закупоренность внутреннего художественного пространства в способах высказывания. Можно назвать это неким локальным стилем, который из-за отсутствия финансирования из общего бурлящего котла так и не разливается по тарелкам, не имея возможностей для выхода на международные площадки.

 

Особенность национальных подсознательных установок не дает сдаться и малыми средствами художникам удается реализовать актуальные проекты, глубинно вскрывающие очаги обеспокоенности украинской общественности.

 

Лилия Чавага. «Перепрошивка» 

 

Лилия Чавага. «Перепрошивка» 

 

В некоторых работах дебютантов прослеживается влияние художника Антона Логова, преподавателя Школы современного искусства, которой и была организована выставка при поддержке Института проблем современного искусства.

«У меня нет цели создавать клонов. Многие из учеников школы не имеют художественного образования, и моя задача дать направления, векторы для их развития. Культурные, образованные люди сейчас как никогда нужны нашему обществу. Искусство – единственный процесс, который может объединить людей разных религий, профессий и политических убеждений. Каким будет сегодня современное искусство – такими будем завтра все мы» (Антон Логов, художник).

 

Работа фотографа Александра Пролетарского, как раз о наследии поколения, у которых не было времени на остановку и переосмысления. Это работа о жизни повторов, о территории безвременья, из которой мы то бежим сломя голову, то вновь погружаемся на самое ее дно. Здесь культурное достояние прошлого в глазах смотрящего, кажется, навсегда утратило свою ценность. Но нет, оно просто перенесено в слепую зону. «Это все романтизм, чепуха, гниль, художество. Пойдем лучше смотреть жука…»

 

В редких попытках вырваться из реверсивного пространства, люди и сама действительность, как кинговские лангольеры, без зазрения совести поедают время и пространство. Только бы ничего не оставить после себя. Но процесс этот приводит к обратному результату, лернейская гидра моментально отращивает еще две головы на месте отрубленной. Множится территория безвременья.

 

Александр Пролетарский

 

Как под гнетом ущербности окружающего не потерять свет, который по ту сторону догм и традиций, по ту сторону от неидеальной оболочки, призванной его нести: работы Альбины Ялозы из серии «По ту сторону» рассказывают и об этом. Это исследование материальных и словесных памятников духовности в настоящем моменте – их места, весомости, их роли и глубинной содержательности. На выставке можно увидеть работу «Крещение». В состоянии беспристрастного наблюдателя, Ялоза декламирует евангельские строки посредством найденных артефактов, которые художница переносит на холст и погружает их в новое пространство, создавая метаконтекстную реальность для отдельно взятого евангельского сюжета. На полотне «Крещение» скульптура – это точная копия деревянного распятия XIX века. Все «потусторонние» артефакты изображаются художницей с щепетильной точность, в том виде, в котором они были обнаружены ею, что дает мощный вектор в восприятии художественного посыла.

 

«Воспоминания о настоящем» Натальи Лиховой тоже о божественном – это икона о святости каждой минуты прожитого. Да, это ускользающие моменты жизни, но в конечном итоге из них и складывается мозаика души. Сама техника исполнения, – вышивка, – подчеркивает сакральность темы самоидентификации, самости в настоящем моменте.

 

Мария Драчук. Без названия

Наталья Лиховая. «Проявление жизни» 

 

В сознании, руководствующемся принципами причинно-следственных связей, каждое действие влечет последующее. При счастливом сложении обстоятельств оно же может нести и освобождение внутри себя, как каждый вздох решает гамлетовский вопрос целесообразности существования. Все связано. Иногда эти связи явны, иногда нет, но в дуальном сознании все они проходят маркировку, как «зло» и «добро». В нескончаемом же потоки времен – это всего лишь разной плотности связи. Тема, над которой можно поразмышлять у интерактивной инсталляции Анны Битаевой.

 

Продолжить медитацию можно у работы Катерины Кубитской-Солдатовой. Время меняет облик гор, стирает воспоминания о содеянном, но человек над ним не властен. Человек способен воспринимать время как прямую, где движение возможно только в одном направлении. Единственные бонусы, выигранные человечеством – это способность оглянутся назад, но глаза сразу покрываются пеленой, мешающей увидеть, либо воссоздать полную картину пройденного пути. Вторая возможность – устремить свой взгляд по направлению движения, но в темноте видна лишь далекая горошина света. А в ушах постоянное тиканье. Это пространство, условно именуемое нами «время», в полной мере еще не подчинено нашему интеллекту.

 

Катерина Кубицкая-Солдатова. «Взрыв времени» 

 

Но некоторая магия нам подвластна. Человеческая психика обладает интересной особенностью: под воздействием приобретенного опыта мы можем переписывать свое прошлое, или же вносить коррективы в исторические события. Все зависит от статуса осмысляющего субъекта.

 

Ликование от аккуратно собранной пирамидки в трехлетнем возрасте не производит на вас настоящего никакого эффекта. Так и недавние события 2012 года, к которым обращается Bondero. Через призму настоящего эта реальность кажется сном.  Декорации, масштабные стройки, нервы, предвкушения, миллионы рекламы и миллиарды долларов, триумф, шоу… Все это было значимо, это была огромная воронка, которая затягивала в себя всю страну, у одних вызывая щенячий восторг, у других - мигрень.

 

Весь этот хаос праздности – его не было, его просто не могло быть. Эта точка победы, национального ликования, она стирается настоящей действительностью, как из коллективной памяти, так и из личной. Меж тем, реку времени не остановить – «все пройдет, и это тоже…».

 

 

Попутешествовать во времени в Институте проблем современного искусства можно до 8.02 на выставке «Зерна нового. Время как реальность».