ZEVS: «Мне нравится давать ответ рекламе — например, залить краской изображение на билборде»

Всемирно известный французский уличный художник, скандалист и провокатор Зевс рассказал Алисе Ложкиной о своём отношении к городу и преследованиям уличных художников со стороны властей.

Zevs  - один из ведущих и наиболее знаменитых уличных художников Франции. Визитной карточкой художника стало издевательское отношение к логотипам мировых брендов и ироничный взгляд на современное общество потребления. Ранее под атаку художника попадали знаменитые fashion-бренды, а также представители других отраслей потребления: Nike, McDonald’s, IBM и Coca Cola, а знаменитый перформанс с рекламным плакатом Lavazza в Берлине, на котором художник вырезал надпись - Visual Kiddnapping – Pay Now! стал одним из символов провокационного искусства.

В результате трехлетней акции “Visual kidnapping” художник добился того, что компания Lavazza выплатила 500,000 евро в фонд музея современного искусства Парижа - Palais de Tokyo.Zevs, которого не раз арестовывали, продолжает бороться с системой, при всем этом, оставаясь анонимным. Уже в 2008 году он выставлялся в музее Копенгагена неподалёку от картин Мане и Родена.

 

– Твое личное отношение к городу, какое оно?

– Когда я был еще граффити-райтером, для меня город уже был огромным пространством для творчества, он был моей студией и холстом. 

Мне не очень нравится идея -  привносить новое в городской пейзаж. Я предпочитаю работать с тем, что находится на улице — выявлять незаметное глазу, или наоборот — заставлять что-то очень заметное исчезнуть. Когда я «удаляю» изображение с билборда, это еще и игра с памятью зрителя, и с компанией, чей билборд становится объектом работы. Конечно же, когда ты работаешь с рекламой — это, несомненно, и самореклама, это идеи Энди Уорхолла. Но это также и способ занимать активную позицию. 

Любая реклама, в какой-то мере, насильственна. Это раздражитель. Рекламные изображения направлены на тысячи людей, и их цель — заставить купить продукт, это часть общей модели потребления. Мне нравится давать ответ рекламе — например, залить краской изображение на билборде. Я думаю об этом, как об айкидо, когда ты можешь самым простым движением использовать силу противника. Если найти точку опоры, то можно «перевернуть» смысл рекламы и направить сообщение обратно его создателям. 

 

– Отличается ли стрит-артист, от художника, работающего в более традиционных жанрах?

– Разница есть без сомнения. Художники улиц получают неизмеримое удовольствие от нахождения в уличной среде и интеграции их искусства в реальную жизнь. На улице они находятся дома - в их привычной родной среде. А те художники, что работают в ателье (студии) являются в галерее приглашенными гостями.

 

– Как ты относишься к сближению стрит-арта с институциями современного искусства - музеями, галереями и пр. Должен ли уличный художник продавать свои работы?

– Да, мне кажется, что это довольно естественный процесс, как  любое естественное  явление, например, как двигаться на машине по улице вперед и дальше. Это дает возможность существования художнику, которому необходима эта свобода от стесняющих его финансовых тягот, чтобы он мог творить без промедления. И это в свою очередь дает жизнь произведениям искусства, которые ценятся окружающими и, в конце концов, приобретаются музеями или коллекционерами.

 

– Есть ли у тебя проект твоей мечты, например, какая-нибудь экзотическая локация, на которой тебе хотелось бы оставить свое граффити?

– Я уже  осуществил свою мечту несколько раз: я наносил мои граффити прямо на снег. Это именно та площадка, на которой я готов работать вновь и вновь.

 

– Во многих странах нанесение граффити запрещено законом. Что ты об этом думаешь?

– Граффити - это форма абсолютно свободного выражения. Я считаю, что это прискорбно, что ограничивается свобода высказывания.

 

– Ты считаешь, что граффити должно быть легализовано. Тогда каким образом различать уличное искусство и банальный вандализм?

– Можно было бы изобрести уникальный код граффити в каждом конкретном городе, для получения которого нужно государственное разрешение,  как водительское удостоверение для права водить машину.