Жизнь с «ТанцЛабораториум»

Участники группы «ТанцЛабораториум» занимаются тем, что можно назвать бессмысленным занятием, - например, исследуют, что ты на самом деле делаешь, когда ничего не делаешь: строят стену, которую потом разваливают; презентуют кураторский проект, в котором куратор впервые смотрит представленные перформанс-роботы вместе со зрителями. Это можно назвать безответственностью или азартом, или экзистенциальной практикой... или современным искусством.

 Спектакль "БУЗА", посвященный гибели Вс. Меерхольда. 2010. НЦТМ им. Леся Курбаса. Фото:  Валентина Сюсар

«ТанцЛабораториум» - живой организм. Основные участники независимой перформанс-группы (основана в 2000 году) от 2006 года - Лариса Венедиктова, Ольга Комиссар и Александр Лебедев. Другие люди, как, например, автор этой статьи, приобщаются к отдельным проектам. Основой всех разнообразных экспериментов группы является работа с самими собой и сотрудничество через радикальную субъективность. В процессе совместной работы индивидуальные интересы и усилия сливаются в одно целое. Как любой живой организм, «ТанцЛабораториум» работает в постоянном взаимодействии со своим окружением, формируется им и формирует его через свою художественную деятельность. В каждом проекте группа определяет концепцию, берет материал от среды, критически анализирует и трансформирует его и трансформирует сами медиа, с которыми работает.

Спектакль "БУЗА", посвященный гибели Вс. Меерхольда. 2010. НЦТМ им. Леся Курбаса. Фото: Валентина Сюсар

Спектакль «БУЗА» (по В. Маяковскому, это слово означает «вид деятельности людей, которые мешают любому виду деятельности»), посвященная гибели Вс. Мейерхольда, тематизирует страх, который до сих пор царит в жизни современного человека, особенно в постсоветском обществе. В отличие от традиционной театральной постановки, которая создает ряд целостных картин-композиций, упорядоченных нарративной структурой, здесь каждый из перформеров делает собственное соло во взаимодействии с другими на сцене, которая, в основном, затемнена. При слежения за образами, разведенными в пространстве, зритель быстро понимает, что он, видимо, всегда что-то пропускает. Идя по принципу, распространенному в современном визуальном или медиа-искусстве, работа создана так, что ее невозможно полностью охватить человеческим восприятием. Внимание зрителя возвращается к мысли, что спектакль выстраивается посредством движения его личного внимания. Художники предлагают зрителю воспринимать каждый момент существования во время представления как объект искусства.

Спектакль "БУЗА", посвященный гибели Вс. Меерхольда. 2010. НЦТМ им. Леся Курбаса. Фото: Константин Стрелец

Окружением, с которым работает «ТанцЛабораториум», могут быть различные виды искусства (Театр, танец, современное искусство), а также особые места, в которых работы реализуются. В акции «Безголовые» в рамках международного проекта «Invisible Generation» в июле 2010 года делегация странных безголовых существ со своими охранниками посетила различные популярные места отдыха в центре Киева. Они выходили из белого лимузина, возлагали цветы и фотографировались возле памятников -как это делают политики, туристы, молодожены во время свадьбы. «Безголовые» не нарушали никаких правил, но их необычное присутствие местами шокировало местных людей, пошатнуло спокойствие привычного общественного порядка.

Спектакль "БУЗА", посвященный гибели Вс. Меерхольда. 2010. НЦТМ им. Леся Курбаса. Фото: Валентина Сюсар

Критичность художественной практики «ТанцЛабораториум» проявляется через их постоянную рефлексию над собой и над своей украинской средой. В каждой работе художники делают себя видимыми, проявляют собственную человеческую экзистенцию (с помощью бессмысленных действий) и предлагают зрителю порефлексировать над тем, что происходит. В ходе акции «Строй с Умом!» в рамках фестиваля «Улица игры / Игры на улице» на Андреевском спуске команда, приложив немалые усилия, построила стену, в которую перформеры вкладывали свои головы (см.: http://www.goethe.de/mmo/priv/6546791-STANDARD.JPG). Стена простояла два часа, во время которых провоцировала людей к дискуссии о киевском градопланировании, и затем была уничтожена.

Акция "Строй с умом!" в рамках фестиваля на Андрееском спуске "Улица игр, игры на улице". Фото: Константин Стрелец

Время - его организация и его конечность - основная составляющая искусства перформанса. Перформативнисть является специфическим качеством художественной активности, тематизирует темпоральность (конечность) и исследует трансформацию идей / концепций (существительные) в действии (глагола). «ТанцЛабораториум» видит искусство как жизненный процесс, который актуализируется перформативностью. Как человек воспринимает время - одна из длительных тем исследований коллектива.

Акция "Строй с умом!" в рамках фестиваля на Андрееском спуске "Улица игр, игры на улице". Фото: Александр Лебедев

Перформанс «Clinamen III», созданный в 2009 году, «имеет дело с реальностью в ее минимальном (концентрированном) проявлении». Перформеры перемещаются в пространстве, снимают одежду и снова ее надевают, но фактически ничего не происходит. Зритель, который следит за непредсказуемыми действиями перформеров, не чувствует, как истекает время, он находится в каждом моменте, не представляя, что будет дальше, не думая, что было до того. Это - реальное время, в котором принимаются решения, в котором можно почувствовать бытие. Акция заканчивается тем, что перформеры и зрители меняются местами, и при этом ничего не меняется (только центр внимания). Жизнь продолжается, кто-то думает, кто-то принимает решения...

Перформанс "Лабораторная Работа №2". 2010. НЦТМ им. Леся Курбаса. Фото: Константин Стрелец

Если «Clinamen III» создает ситуацию, в которой время якобы материализуется, то «Лабораторная Работа № 2» исследует несколько другие вопросы: может ли время стать пространством и наоборот? в каком измерении пересекаются время и пространство? что такое «ничего не делать»? Во время этого минималистичного перформанса, показанного в ноябре 2010-го, некоторых зрителей пригласили сесть на сцене и таким образом принять участие в спектакле. Их тела стали частью пространства, их движения - частью общей композиции. Своей концептуальной структурой работа предлагала не только перформерам, но и зрителям исследовать собственное восприятие времени и пространства.

Перформанс "Clinamen III". 2009. НЦТМ им. Леся Курбаса. Фото: Константин Стрелец

В отсутствии контекста для украинского современного перформативного искусства деятельность «ТанцЛабораториум» может казаться чересчур пестрой. Совместная подоплека всех работ заключается в рискованном отказе от конвенционального или привычного мышления и в наблюдении за собственным существованием в поисках общечеловеческого. Такое зрелище провоцирует к размышлению над тем, творческая деятельность, направленная на трансформацию самого себя, способна ли трансформировать внешнее окружение.

Перформанс "Clinamen III". 2009. НЦТМ им. Леся Курбаса. Фото: Валентина Сюсар

Каждым своим проектом группа строит собственную художественную традицию. В октябре прошлого года «ТЛ» представили проект «10.10.10» (куратор Лариса Венедиктова). 10 художников были приглашены показать 10-минутные соло-перформансы. Каждая работа (видео которых были выставлены на сайте ART UKRAINE) проявила личность ее автора-исполнителя - как он или она думает. В перформативной структуре проекта внимание перемещается на собственное проживание времени и предлагается другой способ созерцания. Вместо оценки каждого соло как хорошего или плохого, зритель мог наблюдать за тем, как по-разному проходят 10 минут в зависимости от происходящего на сцене.

Летом 2011-го (27 июня - 9 июля) «ТанцЛабораториум» осуществит художественно-образовательный проект «перформативность» в Киеве. Проект, направленный на развитие современного украинского перформативного искусства, состоит из лабораторий, лекций, дискуссий с участием международных и украинских современных художников, теоретиков и зрителей.

Попытка инициировать продуктивный дискурс между украинскими и зарубежными художниками через общий опыт перформативности - это первый шаг в создании длительной альтернативной платформы художественного образования в Украине.

В последнее время участники перформанс-группы «ТанцЛабораториум» вторглись в музейное пространство, ставя перформансы в НХМУ, а также были приглашены к участию в выставках в Белостоке (Польша) и в Москве в 2011 году. А еще занимаются художественной критикой, ибо критика - это проявление субъективности и также, вероятно, бессмысленное дело.

 

Лариса Бабий