Жизнь в ТехноРае
24 октября в пространстве Института проблем современного искусства состоялась презентация проекта «Индустриальный Эдем» в рамках VI Всеукраинской выставки «Новейшие направления». Участниками проекта стала «бригада» из 30 украинских художников.
Представление об Эдеме можно смело отнести к фундаментальным образам нашей культуры. Многослойная структура этого понятия не отрицается искусством «Индустриального эдема» и остается открытой для продуктивной эксплуатации его традиционных смыслов даже там, где, казалось, царит масскультура.
Назар Билык. Границы
Выхолощенный эдем индустриальной цивилизации обозначает начало существования современного человечества. Его обитатель еще не совсем адаптировался и далеко не всему смог дать имена. Более того, в саду техники, «венец творения» страдает от собственного несовершенства относительно им же созданных материалов. Дискомфортная, слишком жесткая и малофункциональная телесность акцентирована в скульптурах Егора Зигуры («Мегаполис», «Действие») и Назара Билыка «Границы». Быть машиной среди машин – не лучшая роль в индустриальной цивилизации.
Егор Зигура. Мегаполис
«Диссоциация» Марияны Гончаренко проблематизирует индустриальную антропологию, в соответствии с которой человек – просто производная техномира. Инсталляция Антона Логова и скульптура группы GAZ напоминают, что люди сами вырыли себе котлованы индустриального эдема. Серия «Большой другой» Юрия Сивирина иллюстрирует убогий Рай, который не вызывает желания контактировать с окружающим. Человек даже защищается от контакта с индустриальным миром, причем самым архаичным образом – он прячется под маской жителя этого мира, придуманного им самим («Маски современных дикарей», Сергей Западня).
Группа GAZ (В. Грубляк, О. Золотарев)
Сергей Западня. Маски современных дикарей
Восприятие урбанистического пространства эдема так же дискомфортно, как и ощущения тела человека-машины. В «Коллайдере урбанариуме» Оксаны Чепелык взгляд сегментирует окружающий мир, чтобы восстановить над ним контроль, а в «Мертвом городе» Юлии Беляевой женское тело доминирует над руинами индустриального города. Разрушить, чтобы завладеть – это очень по-человечески.
Юлия Беляева. Мертвый город
Очень важно, что современное концептуальное искусство очистилось от мифологии естественности. Видеоинсталляция арт-кластера RND-concatenation репрезентирует течение времени как промышленное производство.
Гамлет Зиньковский. ХТЗ (артбук 2013)
Андрей Сидоренко. Индустриальный эдем
У целого ряда участников – в «Индустриальном эдеме» Андрея Сидоренка, в «Советском плакате» Романа Пятковки, в артбуке «ХТЗ» Гамлета Зиньковского, «Урожае» Олега Тистола – «индустриальное» переживается как советское. В визуальном материале выставки «советскость» отсылает к несостоятельности модели homo industrialis.
Олег Тистол. Урожай. 2013; Сергей Зарва
В художественных объектах проекта практически не прорабатывается тематика взаимодействия. Возможно, поэтому у определенного числа посетителей выставка не вызвала внутреннего резонанса. Во-первых, и это уже стало почти аксиомой, человек склонен не замечать и не анализировать привычное. Во-вторых, индустриальный эдем не нуждается в эмоциональной реакции, хотя мы до сих пор хотим, чтобы к нам, как зрителю, непременно апеллировали. Вместе с тем, дискомфорт от восприятия искусства индустриального эдема – это уже критическое осмысление ситуации, свидетельство того, что художники не предлагают нам безучастно созерцать (планировки типичных квартир в «Контейнерах пустоты» Марины Талютто; «Технообщение» Анны Валиевой; «Инфаркт» Алексея Сая; «Магистраль» Альбины Ялозы).
Антон Логов. Электростанция
Проект ИПСИ – симптом осознания современного положения вещей как результат нездоровой формации, вроде психической структуры личности сумасшедшего. При этом автор инсталляции «Электростанция» Антон Логов убежден, что нынешний проблематичный Эдем возведен на хорошей почве с потенциалом построения новой, более перспективной конструкции, о чем свидетельствует зеленая лампочка у основания шаткого на вид нагромождения поддонов.
Роман Пятковка. Советский плакат
Общее настроение экспозиции – это не падение в пучину безумия, а попытка упорядочить окружающую реальность. Средством противодействия индустриальному плену становится чувственность – мощнейший двигатель, недоступный машинам. И тем она ярче, чем неожиданнее ее появление в индустриальном эдеме («Советский плакат» Романа Пятковки). Сексуальность заново проявляется там, где человек почувствовал несостоятельность себя как машины, она стает спасительной идентификацией человека (Татьяна Малиновская «Анна, або не кажи гоп, поки не перескочиш»; «Энергетический поток»).
Как будет жить человек в индустриальном Эдеме после переоткрытия в себе человеческого? Уйдет или останется? Удастся ли ему взрастить дерево, от которого он сможет потом вкусить? Институт проблем современного искусства – идеальное место для генерирования такого рода вопросов. Попытки найти собственные ответы в выставочном пространстве можно до 20 ноября.
Оксана Климчук