Абстрактные формы конкретных идей
28 Августа в PinchukArtCentre открылась первая из пяти выставок программы «Трансфер» - польская художница Моника Завадски (1977 г.р.) представила проект под названием “Человек на двух качелях”. Этот проект затрагивает тему персональных и культурных идентичностей и является результатом многолетнего исследования художницы, в котором она пытается раскрыть взаимоотношения человека с природой и объектом.
Моника Завадски известна как художник и графический дизайнер; её художественные проекты часто существуют на стыке искусства и социологии. Длительное время Моника занималась созданием социального плаката (член жюри 22-й Международной биеннале плаката в Вилануве), была художественным директором журнала K MAG. По сей день является художественным руководителем журнала DIK Fagazine. Основной интерес для её творчества представляют социальные отношения и коммуникации. Работы Моники всегда являются выражением этической позиции автора, при этом сама художница всячески старается минимализировать своё присутствие в произведениях и оставить зрителю пространство для дискуссии и свободной трактовки.
Представленная в PinchukArtCentre выставка включает в себя три работы и интервью художницы с сокуратором выставки Марией Ланько. Новая работа художницы - скульпура “Человек на двух качелях” (2012г.) - занимает экспозиционное пространство практически полностью, и только при ближайшем рассмотрении становится понятно, что на металлической конструкции, являющей собою подобие качель, лежат абстрактные формы, напоминающие части человеческого тела. В этой работе усматривается найденный Моникой графический язык, который в последнее время выходит за пределы двухмерного пространства.
Моника Завадски. Человек на двух качелях. Скульптура, 2012г.
Специально для PinchukArtCentre Моника создала мурал “Женщина заходит, садится на стул и берёт другой стул себе на колени. Женщина заходит, садится на стул, другой стул заходит и садится ей на голову” (2012г.), в котором также раскрывается не только идея взаимодействия человека и объекта, но также и взаимодействие визуальной составляющей работы с текстом (название работы), либо же одинаковая важность объекта работы и происходящего в ней действия.
Моника Завадски. Женщина заходит, садится на стул и берёт другой стул себе на колени. Женщина заходит, садится на стул, другой стул заходит и садится ей на голову. Акрил, 2012г.
Третья из представленных на выставке работ - “Скакалка” (2010г.) - первое видео художницы, которое было частью персональной выставки “Кто Угодно” в Центре современного искусства “Замок Уяздовский” (Варшава). Эта работа стала началом трансформации графической практики Моники и переходом к работе с различными медиумами. На видео изображён здоровый человек в прыжке, на его руках зафиксирована скакалка, при этом сам он остаётся недвижимым, застрявшим в статике. Его изображение то появляется и становится отчётливым, то исчезает, при этом ритм, с которым происходит смена кадра, соответствует ритму человеческого дыхания.
Моника Завадски. Скакалка. Видео. 2010г.
Ася Баздырева В описании проекта сказано, что твой стиль жизни и этическая позиция являются важными составляющими твоей художественной практики...
Моника Завадски Это прозвучит банально, но я верю в то, что искусство может изменить мир. Я много работала с идеями защиты прав женщин, геев или животных, например. Поэтому речь идёт об этой этической позиции, а моё искусство – это способ коммуницировать с людьми на эту тему. Я не утверждаю, что это высокая позиция или уровень, это просто то, что я пытаюсь изменить своими работами.
- В интервью с Марией Ланько, которое является частью экспозиции, ты отметила, что тема работы для тебя важнее её формы...
- Мария раскрыла очень многое в моих работах. В частности, она показала, что мой визуальный язык, несмотря на свою лимитированность, очень экспрессивен. Для меня было важно сделать его настолько простым, насколько это возможно, чтобы потом использовать его в каждой из своих работ. Я подумала, что если он будет одинаков от выставки к выставке, люди не будут о нём говорить. Но Мария сказала, что это не сработало. В частности, Мария сказала, что работа Человек с двумя качелями выглядит агрессивно. Сначала это шокировало меня, ведь я стараюсь создавать работы без какого-либо доминирующего контекста. Но, в конечном итоге, выходит так, что работы кажутся тяжёлыми, подавляющими. В своих работах я стараюсь не давать ответы, но да, для меня очень важно их содержание.
- Работа Человек с двумя качелями действительно немного пугающая, поскольку изображает человеческое тело, разделённое на части. При этом в интервью ты говоришь, что контекст работы очень оптимистический...
- В начале своей художественной деятельности я много думала о человеке, его правах и жизни. С годами моё мышление стало более абстрактным. Я поняла, что абсолютно всё сделано из одного и того же материала. Это не новая философия, но мне понадобилось определённое время, чтобы к этому прийти. С такой точки зрения работа не кажется страшной: даже разделённое на части, это всё ещё одно тело. Я просто расширила его до такой позиции.
- Твои работы очень формальны и постепенно переходят в абстракцию. В тоже время они очень связаны с идеей человеческого тела...
- Да, это так. Я думаю, это происходит неосознанно, поскольку я ограничена человеческим телом.
Выставка "Человек на двух качелях". Вид экспозиции. PinchukArtCentre 2012г.
- Ты отметила, что всячески пытаешься лимитровать свой визуальный язык, для того чтобы перенести акцент на содержание работ. Тем не менее выбор цвета и формы для тебя важны...
- Да, верно. Я использую чёрный цвет, поскольку он хоть и не пустой - он может быть связан со смертью, например, - но в то же время достаточно нейтральный. Форма важна, но только потому, что всё должно иметь какую-то форму, не более. Для меня выставка сама по себе не является чем-то важным. Конечно, я очень уважаю всех тех, кто приходит сюда, но выставка - это всего лишь итог моих размышлений на данный момент. Иногда люди говорят, что мои интервью не сочетаются между собой, что сначала я говорю одно, некоторое время спустя – другое. Но для меня действительно важно, что у меня нет определённой позиции, которая остаётся неизменной всегда.
- Ты упоминала, что была также уличным художником…
- Да, но не то чтобы я совсем была уличным художником. Скорее, время от времени у меня была внутренняя необходимость выходить на улицу и расклеивать свои постеры.
- Ты, наверное, очень удивилась, когда получила предложение сделать персональный проект в PinchukArtCentre?
- Абсолютно! Вначале, получив письмо от Бйорна Гельдхофа, я подумала, что это спам. Возможность представить свои работы в одном пространстве с Анишем Капуром мне кажется удивительной. Однажды, когда я ещё ничего не знала о Капуре, я была в Лондоне на неделе дизайна. Я узнавала, чтобы такого посмотреть и, в конечном итоге, попала на выставку Аниша Капура. Когда я увидела его работы, я поняла: это что-то, что я хочу делать. У меня было что-то вроде просветления. Так я начала делать скульптуру. Знакомство с творчеством Капура расширило мой художественный язык.
Сокуратор выставки “Человек на двух качелях” Мария Ланько и автор работ, художница Моника Завадски
Мария Ланько (сокуратор выставки “Человек на двух качелях”): “После полугода исследовательской и теоретической работы в рамках «Кураторской платформы» было очень приятно перейти непосредственно к созданию выставочного проекта. «Трансфер» в этом смысле оказался практически идеальной площадкой. Очень редкий для Украины проект, который в сжатом и концентрированном виде представляет определенный контекст, в данном случае – молодое польское искусство, которое несмотря на всю географическую близость, по большому счету не известно украинской публике.
В рамках «Трансфера» в PinchukArtCentre пройдет 5 выставок польских художников, не всегда концептуально связанных между собой, но в сочетании с теоретической программой из 5 событий (лекций теоретиков из Польши, воркшопа и коллективной дискуссии) они должны сложиться в более-менее цельную и последовательную историю. Мы начали с проекта Моники Завадски «Человек на двух качелях», и, как я заметила на открытии, он оказался неожиданной картиной для украинского зрителя. Касаясь проблематики постгуманизма, в своих работах Моника предлагает новый тип отношений между человеком, природой и объектным миром, при этом ее визуальный язык, основанный на принципах инфографики, постоянно стремится к абстракции.
Осознавая эту особенность работ художницы (в которых по ее собственному убеждению формальная сторона является самым обычным инструментом выражения, а зрителем часто воспринимается самоценной), мы предложили Монике ввести в экспозицию выставки часть ее самой – голос в аудиоинтервью, который обретает совершенно телесные формы и, надеюсь, способствует приближению аудитории к предмету художественной рефлексии. Моника очень уверенная художница: она четко понимает, что и зачем делает, но при этом оставляет пространство для диалога, и сама очень любит работать с куратором, поэтому можно сказать, мне повезло: в первом же проекте в PinchukArtCentre я получила непростой, но очень продуктивный опыт”.
Проект «Трансфер» - это первая программа обмена, в которой PinchukArtCentre промотирует молодых украинских художников за рубежом и в то же время поддерживает молодых зарубежных художников, предоставляя возможность реализовать персональные проекты в пространстве арт-центра. Летом 2012 года в Центре современного искусства “Замок Уяздовский” (Варшава) прошли персональные выставки Никиты Кадана, Жанны Кадыровой, Лады Наконечной, Владимира Кузнецова и Николая Ридного. В течение сентября в PinchukArtCentre будут представлены сольные проекты пяти польских художников - Моники Завадски, Агнешки Польской, Конрада Смоленского, Николаса Гроспьера и Михала Будни. Сокураторами выставок польских художников выступили участники программы Кураторская Платформа Мария Ланько, Лизавета Герман и Татьяна Кочубинская.
Ася Баздырева
Фото: Сергей Ильин, PinchukArtCentre © 2012