Неопределённость украинского искусства

В первую неделю осени во Львове проходило значимое для украинского художественного процесса событие – биеннале Неделя актуального искусства. Но об этом не кричали средства массовой информации, во Львов не съезжались немногочисленные украинские кураторы, не было споров и разговоров, не было реакции – так, как будто Киев мало интересуется выставками без громких имён и хороших PR-кампаний.

Лекция художника Тиберия Сильваши в рамках Недели актуального искусства

Тем не менее, Неделя состоялась уже в четвёртый раз и стало это возможным исключительно благодаря инициативе нескольких отдельных людей, которые при отсутствии финансовой поддержки государства и его очень позорном отношении к культурным вопросам сделали этот проект реальностью. Организаторы Недели не претендуют на повышенное внимание со стороны украинской арт-сцены и свободно говорят, что сделали всё, что могли, исходя из материальных средств исключительно. Именно поэтому в 2010 году обозначилась необходимость перевести Неделю в режим биеннале: организаторы отмечают, что каждый раз проведение Недели практически под вопросом. Ранее существенную поддержку оказывал возглавляемый Ежи Онухом Польский институт, последние два раза - фонд Рината Ахметова “Развитие Украины”. Один из основателей Недели - художник Влодко Кауфман - рассказал, что некоторое время во Львове не хотели прибегать к “донецким” средствам, но, поскольку галицкие патриоты отечественную культуру поддерживать не хотят, сегодня фонд Ахметова является основным спонсором. 

 

Владимир Стецькович. Фотоальбом. Инсталляция (фрагмент). 2012


Может быть, есть большое преимущество в том, что разбалованному международными выставками или даже Первой киевской биеннале зрителю, художнику или куратору нет никакого дела до того, что происходило во Львове в рамках Недели. Ведь именно отсутствие неоправданного ажиотажа позволяет искусству развиваться как должно, заниматься содержанием и реализацией своих задач первоочерёдно. Поэтому было крайне приятно находиться в очень спокойной, свободной и домашней обстановке Недели с одной стороны, и очень странно, что создавать дискуссию вокруг события было попросту некому. 

Формат биеннале напомнил мини-версию кассельской Документы: проект был интегрирован в несколько отдельных выставочных площадок и городское пространство. Только в отличие от Касселя - с его огромными очередями зрителей и несовместимыми с реальностью ценами – приобщение к искусству во Львове было менее энергозатратным и прямо-таки гедонистическим. Зрительский маршрут, координируемый специальной картой, обозначающей все выставочные локации, пролегал по центру старого Львова со всеми его шоколадными мастерскими и разливайками с вином по пять гривен за сто граммов. 

Программа Недели включала основные проекты, которые разместились во Львовском дворце искусств, Галерее Дзига, Музее Идей, арт-пространстве на Шевской-Один, Фотоклубе ч/б.5х5, и параллельные проекты молодых художников. Традиционно в рамках Недели актуального искусства проходил фестиваль Дни искусства перформанс во Львове, в котором, помимо украинских художников, приняли участие художники из Израиля, Польши, Ирландии и Канады. Также работала Школа Перформанса, где украинские молодые художники в течение недели могли принять участие в мастер-классах и лекциях, а по итогам недели представить аудитории свои работы. Кураторами биеннале выступили Влодко Кауфман (Украина), Тамар Рабан (Израиль) и Януш Балдыга (Польша). 

 

Куратор Недели актуального искусства и Фестиваля перформанса художник Януш Балдыга и художник Юрий Билей


Среди своих основных задач организаторы Недели выделяют предоставление художникам пространства для творчества и художественного высказывания, а также преодоление неприятия украинским зрителем современного искусства. Несмотря на достаточно небольшую аудиторию, состоящую в основном из молодых львовских и закарпатских художников, биеннале выполняет поставленные перед собой задачи, поскольку, пусть и на локальном уровне, действительно даёт возможность молодым художником смело реализовывать свои проекты, заручившись институциональной поддержкой.

“Основной уклон недели актуального искусства - поднять пласт абсолютно никому не известных людей, которые занимаются современным искусством Украины” - Влодко Кауфман

Традиционно неделя представила старшее поколение украинских художников (Василий Бажай, Влодко Кауфман, Тиберий Сильваши, Анатоль Степаненко), которые помимо своих проектов принимали участия во встречах и читали лекции. Параллельно с этим свои проекты представило молодое поколение художников - как уже известных в Украине так и только восходящих. Ещё одной особенностью этой биеннале стал принцип резидентуры, согласно которому художники создавали свои работы на местах - хотя эта идея появилась снова из-за недостатка материальных ресурсов и во избежание затрат на перевозки работ и бюрократическую возню.

Анатоль Степаненко. Перформанс в рамках проекта Тень памяти Алексея Парщикова


Тему Недели актуального искусства 2012 - Неопределённость - кураторы выставки трактуют достаточно ёмко, говоря о неопределённости социальной, культурной, политической, экономической, религиозной, личной неопределённости каждого человека в наше сложное время неосознанного прошлого, нестабильного настоящего и размытого будущего. Но даже при таком широком диапазоне прочтений далеко не во всех представленных проектах можно было усмотреть неопределённость “как источник тревоги, страха за себя и за мир”, о котором шла речь во вступительном к Неделе тексте.

Сергей Петлюк. Стирание/Заполнение. Видео. 2012

 
Одним из наиболее целостных проектов в рамках недели можно назвать выставку Неопределённость&Предчувствие в арт-пространстве на Шевской-Один. Куратор выставки Богдан Шумилович фокусируется на медиа-искусстве и подбирает художников, которые при помощи разных техник и подходов к работе с медиа-потоком пытаются осмыслить происходящие в обществе процессы. Например, в работе “Литва и падение СССР” (2008 г.) Йонас Мекас использует материалы, записанные при помощи видеомагнитофона SONY с новостной трансляции во время падения СССР. На протяжении 289 минут зритель является свидетелем документации исторического факта: на экране в течение нескольких часов решается судьба целого государства. При этом на заднем фоне записи также слышны домашние звуки и это также важная составляющая работы, поскольку здесь речь идёт и о персональной истории и личных переживаниях человека, интуитивно нажавшего кнопку “запись” на магнитофоне. Спустя почти двадцать лет этот материал смонтирован в некую эпическую драму: от момента провозглашения Литвой независимости до момента её входа в ООН в сентябре 1991 года.

Йонас Мекас. Литва и падение СССР. Видеоинсталляция. 2008


Подобный подход к работе с медиа-потоком демонстрирует и Андрей Бояров, представляя фрагмент из девяносточасовой записи политических теледебатов во время Оранжевой революции 2004 года. Работа Боярова также отсылает к драме государства и его жителей, но в этом случае зритель также понимает, что эта драма ещё продолжается, и он является её непосредственным участником.

Андрей Бояров. Без названия. Видеоинсталляция. 2004


Работа Кшиштофа Войцеховски “Цвета борьбы. Полная коллекция галстуков” (1999 г.) отсылает к идее проявленного времени: день за днём художник документировал медийные образы, после чего собранный материал использовал для проявления абсурдных ситуаций, которые обычно нельзя заметить в постоянном телепотоке. В данном случае речь шла о британце Джеми Ши, который во время военного конфликта в Косово был официальным спикером НАТО. Документируя выступления Ши, Войцеховски заметил, что каждый день спикер появляется в новом галстуке, что выглядело достаточно странно, учитывая разворачивающуюся вокруг ситуацию. Параллельно Войцеховски документирует ужасы войны и вооружённых конфликтов. Идеи предчуствия перемен, тревоги, политической и социальной нестабильности раскрываются в этой выставке через осмысление медийного пространства, которое каждый день добавляет новую страницу в историю.

Кшиштоф Войцеховски. Цвета борьбы. Полная коллекция галстуков. Фото. 1999 


Во Дворце Исскуств свои работы представили Павел Ковач (джуниор), Юрий Билей, Влодко Кауфман, Яцек Янгельский, Ярослав Першко и Денис Струк. 
Инсталляция Павла Ковача “Движение” продолжила серию работ, в которой автор работает с землёй и глиной. На имитированные стены художник прилепил глину, которая на протяжении всей выставки, высыхая, постепенно отпадает. Так художник раскрывает идею жизни, продолжение движения даже там, где, казалось бы, материал безнадёжно мёртв.

Павел Ковач (джуниор). Движение. Инсталляция. 2012


Необходимость создавать искускусственные стены появилась из запрета создавать работу на оригинальной стене Дворца Искусств что странно, поскольку в мировой практике такие ограничения художникам не выдвигают. Здесь следует сделать отступление к тому, что в галерее Детенпула, основанной Павлом и его друзьями - художниками Юрием Билеем и Стасом Туриной, которая уже стала негласным оплотом львовского андеграунда, в первую очередь акцент делается на то, что художник волен делать с пространством всё, что посчитает необходимым. Идея движения также исследуется Юрием Билеем, который представил кинетический объект “Проявление движения 4”. В своей работе Юрий говорит о том, что каждый предмет или процесс являются проявлением жизни интеллектуальной и духовной. 

Юрий Билей. “Проявление движения 4”. Кинетический объект. 2012

 
Проект “Рыботерапия” Влодко Кауфмана открывался перформансом, в котором автор затрагивал тему взаимоотношения человека и природы. Кауфман, наблюдающий за тем, как развивается человек параллельно с природой, говорит о том, что человек часто делает то, что хочет, а не то, что необходимо - это приводит к необратимым катаклизмам и экологическим катастрофам. Это и ведёт экзистенциальной неопределённости, с которой постоянно приходится иметь дело человеку.

Влодкауфман. Перформанс в рамках проекта Рыботерапия


Графические работы - изображения огромных рыб, созданных из отработанных листов бумаги - также раскрывают идею неопределённости, но уже личной. Для “выращивания рыб”, которые начинаются с глаза и дальше обрастают листами бумаги по периферии, художник использовал своё собственное прошлое: личные записи, старые пресс-релизы и распечатки, сплошь покрытые заметками - то, что со временем превращается в информационный мусор, остаётся носителем истории и энергии человека.

Влодкауфман. Проект Рыботерапия (фрагмент). Графика, смешаная техника


Так же и в работе Дениса Струка “Письма из пустоты” зритель сталкивается с отголосками личных историй: на стеклянных панелях, напоминающих капли воды или слёзы, художник отпечатал фрагменты текстов, найденных в заброшенных домах Полтавской области. Это своего рода обрывки жизней тех, кто ушёл в неизвестность, исследование границы стирания человеческой истории с лица Земли.  

Денис Струк. Письма из пустоты. Инсталляция, смешаная техника. 2012


Учитывая поставленные биеннале цели, вполне справедливо, что больше внимания привлекли молодые художники, представившие свои работы как в основных проектах так и в рамках параллельной программы. Один из них - проект Олега Перковского Достройка - являл собою иронические достройки к историческим зданиям и очень грамотно вписался в городское пространство. Художник обращает внимание прохожих на очень важную проблему: многие жители города (часто не коренные львовяне), не задумываясь об историческом облике города и его культурной значимости, проявляют архитектурную самодеятельность. Такие постройки постепенно изменяют город и многими жителями уже воспринимаются как должное.

Олег Перковский. Достройка. Site-specific инсталляция. 2012


Открытая группа (Юрий Билей, Антон Варга, Павел Ковач (джуниор), Олег Перковский, Евгений Самборский, Стас Турина,) представила проект Открытая Галерея: художники создают условную галерею, пространство для деятельности художника, которое на самом деле не может быть ограничено стенами помещений. Интересно, что эти невидимые стены сработали на все сто: подростки из школы по соседству облюбовали пространство и начали собираться в пределах Открытой галереи.

Открытая группа. Site-specific проект Открытая Галерея. 2012
  
Фото: Константин Смолянинов, Ася Баздырева

Скоро на сайте: материал о Фестивале перформанса, а также интервью с куратором Недели актуального искусства Влодко Кауфманом 

 

Ася Баздырева