Влодко Кауфман о том, что с нами будет и куда мы идем

Влодко Кауфман (1957) - львовский художник и перформер, соучредитель и арт-директор художественного объединения “Дзига”. Один из основателей и кураторов Недели актуального искусства. Участник многочисленных выставок в Украине и за рубежом. В этом году в рамках Недели актуального искусства, в Львовском дворце искусств был представлен проект Влодко Кауфмана Рыботерапия. После завершения Недели актуального искусства Дней искусства перформанс во Львове Влодко рассказал ART UKRAINE о фестивале, о его задачах и насущных вопросах.

Основатель Недели актуального искусства во Львове художник Влодко Кауфман. Фото: Константин Стрелец 

 

Неделя актуального искусства 

 Изначально Дни перформанса были частью Недели актуального искусства, но с 2010 года Неделя перешла в формат биеннале, а Дни будут проходить каждый год. Технические и в основном финансовые сложности привели к такому решению. Ежегодно мы приглашаем различных художнико из Польши, Израиля, Канады, Ирландии и других стран. В основном это гостевые проекты и их реализация зависит исключительно от того, что нам позволяют возможности. Но мы и не претендуем на уровень берлинской или даже киевской биеннале. Основной уклон нашего фестиваля - это поднять пласт абсолютно никому не известных людей, занимающихся современным искусством Украины. В этом мы видим свою основную задачу.

 

Неопределённость - тема биеннале 2012

 Возьмём, к примеру, проект Олега Перковского Пристройка. Это, прежде всего, социальный проект, ибо он опирается на социальные проблемы Львова: люди агрессивно вмешиваются в и сторическую среду Львова, вмешиваются физически - достраивают, перестраивают, не обращая внимания на то, что это историческое наследие и оно нуждается в сохранении. И какова реакция общества? В большинстве своём - это равнодушие. Равнодушие людей к тому, что они сами делают со Львовом. И вот здесь возникает неопределённость: каким будет город при таком равнодушном отношении к нему. Так же поднимается вопрос: насколько ты являешься “львовяниом”, насколько с пониманием ты относишься к наследию города. Каждый из представленных на биеннале проектов касается социальной неопределенности: что будет завтра, что делается с планетой, что делается со страной, что делается с нами, куда мы идем, насколько мы можем гарантировать, кем мы останемся завтра и во что превратит нас жизнь. Шаткость, неопределенность, недоразумение или непонимание - куча понятий, входящих в диапазон определения этой очень широкой идеи. Настоящее время вселяет неуверенность не только в нас, а повсеместно. Поэтому мы решили взять эту тему за основу.

 

Задачи биеннале 

Первостепенной задачей является открытие новых имен и предоставление молодым художникам возможности проявить себя и поучиться. Именно поэтому биеннале предусматривает участие классиков: приглашаем Сильваши, например, других художников - это люди, которым есть что рассказать. И молодым людям есть, что у них послушать, и чему-то научиться - это взаимодополняющий процесс. У нас с каждым годом все больше отрабатываются контакты с иностранными художниками. В этом году израильские художники приехали к нам без гонораров, просто потому что им интересно. С ними у нас уже отработана линия обмена художниками: у них есть очень мощный фестиваль искусства перформанс ZAZ, который проходит в Тель-Авиве, Хайфе и Иерусалиме, а их очень заинтересовал наш фестиваль. Иногда получается сотрудничество с австрийцами или немцами. Уже не в первый раз к нам с лекциями и мастер-классами приезжает ирландский перформер Найджел Ралф. 

 

Художественная среда

Я бы не говорил с таким уж оптимизмом о большом количестве молодых художников или о возникновении большого социального запроса на культуру. Но художники появляются, и это факт. Я каждый раз с боязнью думаю: что будет в следующем году. И потом радуюсь, что появляются имена, о которых я не слышал, и они показывают нечто новое, и удивляют. Та же группа КОМА: её участников - Сергея Петлюка, например, - знают хорошо в Киеве, они принимают участие в более масштабных фестивалях, представляют свои работы в Арсенале и PinchukArtCentre. Но стартовали они у нас. Сейчас появилась Детенпула, созданная представитеями Закарпатья, пошла волна квартирных выставок. И эти ребята невероятно энергичные, и что больше всего радует - креативные. Они делают множество проектов. Хорошо, что существует польская стипендия «Gaude Polonia», по которой ребята ездят на резиденции: полгода учатся, общаются с хорошими кураторами, ведущими современными художниками и еще получают семьсот долларов в месяц. Это же прекрасно: у них есть возможность ездить по Европе, видеть, что происходит там, и за полгода они приезжают оттуда совершенно другими. Они становятся смелее, креативнее, откровеннее, не боятся показывать себя, и это радует. Для нас неважно количество участников: даже если будет три художника, фестиваль состоится, если появятся люди, которых нам интересно и необходимо показать. Поэтому я еще раз подчеркиваю, основная нагрузка на фестиваль - это просто дать полигон для людей, которые хотят работать, но у них нет возможности.

 

Аудитория фестиваля

В основном - молодые люди. Восемьдесят процентов львовских художников не знают об этом фестивале вообще ничего. Ну или, по крайней мере, не интересуются им. И это показательно. Что такое современное искусство в теперешней стране, насколько оно может быть интересным для людей в трудное время, когда необходимо выживать и даже в культуре всем не до шуток? 

 

Финансирование фестиваля

В этом году от государства не получили ни копейки на фестиваль, хотя раньше нам помогали. Если говорить о «Дзиге», то она занимается не только Неделями, но и еще четырьмя фестивалями. И всегда мы получали деньги, которыми можно дыры залатать, по крайней мере, на организационное пространство. В этом году - единственные деньги, которые мы получили, это - Фонд Рината Ахметова. Сейчас же основная поддержка от Фонда Рината Ахметова, благодаря которому реализуется большинство серьезных культурологических проектов во Львове. Изначально львовяне стыдились донецких денег: патриоты ведь, сдерживались. Но поскольку галицкие патриоты не считают, что в культуру надо вкладывать деньги, то приходится брать там, где их дают. 


Школа перформанса

 Перформансы - неизведанная стезя для Украины. Это такой темный лес! В 2008 году мы решили пригласить известных польских перформеров и преподавателей, потому что в Польше, например, в Познаньской Академии есть отдел, где преподают перформанс. Януш Балдыга приехал во Львов и это был старт. Сегодня набор в школу длится неделю-две, затем мы вынуждены его прекратить - зашкаливает. Сам Балдыга говорит, что когда уже больше сорока человек - трудно управлять “учебным” процессом и невозможно за такое короткое время хотя бы поверхностно дать людям знания об искусстве перформанса. Я занимаюсь перформансом давно, лет пятнадцать, и всегда это делается на ощупь: что-то узнаю, к чему-то сам прихожу - как слепой котенок. Годы уходят, чтобы научиться тому, что в течение нескольких дней учат преподаватели, имеющие представление об этом жанре. Другое дело, выйдут из них перформеры или не выйдут - это дело будущего. Но я вижу, что потенциал просто зашкаливает, особенно прошлый и этот годы. В этом году Украину представляли не перформеры-классики, а молодые художники, вышедшие из Школы - Ковач, Билей, Шумская. 


О будущем

 Однажды наши богатые люди поймут, что на культуре никто никогда не зарабатывал денег - это неприбыльная отрасль. Это генофонд нации, на котором базируется наше будущее. Это не патетические слова, это факт. Может, начнут вкладывать деньги в культуру, потому что, если ты невежда богатый, то надо научиться понимать, по крайней мере, проблему существования искусства. Но это вопрос не двадцати лет, ведь у нас уничтожен, вычеркнут, выжжен целый культурологический слой, и его надо наполнить - эта яма должна наполниться, чтобы мы шли дальше. Поэтому надо с терпением относиться к тому, что у нас такая ситуация. Должна появиться новая культурная элита.     






Ася Баздырева