Травматический опыт киевлянина

Новая выставка Лады Наконечной и Никиты Кадана "Проект" открылась в рамках проекта Kyiv Pop-Up Gallery – временной выставочной площадки, которая появляется в разных районах Киева. Эта выставка посвящена городу, в котором мы живем, и его трансформациям. Точнее той части города, которая была создана в советское время и существовала хоть и в том же пространственном, но в другом временном и идеологическом срезе, и теперь переживает трансформацию именно на этом уровне, подчиняясь неолиберальному дискурсу. И такая оптика особенно важна, ведь, хотя сегодня разрушение старого Киева стало нашей общей травмой, для большинства тем самым "старым" Киевом является лишь его дореволюционная часть. Наследие же советского градопланирования и архитектуры, включая даже ее раннюю модернисткую часть, по традиционной нелюбви к "совковому" слывет чем-то неэстетичным, некрасивым, громоздким, и в коллективном сознании предстает чем-то непредставляющим ценности. Однако для поколения Кадана и Наконечной советсткий Киев является таким же старым, органичным и любимым, как и Киев времен "очаровательных" дореволюционных домиков. Более того, травматический опыт утраты публичного пространства сегодня связан в первую очередь с апроприацией социалистического проекта города частными коммерческими структурами по неумолимому капиталистическому принципу, подчиняющему все и всех законам рыночной экономики. 


Никита Кадан. Перечисление возможностей. 2012


Стоит ли говорить об актуальности такого "Проекта"? Ведь сегодня утрата городами своего привычного и любимого его жителями лица, утрата их целостности, единства, или отдельных, но знаковых частей под напором неокапиталистической предпринимательской рыночной хватки - тема более чем животрепещущая. Однако в тоже время не так часто она становится предметом художественной или публичной рефлексии.

Экспозиция выставки "Проект" в пространстве реконструируемого здания 1894 года

 

В этой связи стоит отметить как саму выставку "Проект", так и, собственно, проект кураторской группы Kadygrob&Taylor - Kyiv Pop-Up Gallery, который посредством задействования в качестве временных выставочных площадок муниципальных зданий и публичных киевских локаций актуализирует как тему несанкционированной застройки и разрушений в городе, так и само публичное городское пространство. 

Никита Кадан. Серия "Макет". 2012


Выставка Никиты Кадана и Лады Наконечной - третий проект в рамках Kyiv Pop-Up Gallery. Как и предполагалось, он стал самым знаковым. Ведь Кадан и Наконечная – ключевые современные украинские художники, для которых, к тому же, городское пространство является одним из перманентных, основных объектов художественного исследования. Их работы в пространстве реконструироемого здания, которому, судя по галерейным окнам в пол, суждено стать чем-то вроде магазина элитной мебели / одежды/ сантехники… и так далее и тому подобное, стали своего рода следственным экспериментом и самым точным рефлексивным образом тех самых городских трансформаций. Однако теперь перед Kyiv Pop-Up Gallery нелегкая задача - подняв планку, продолжать создавать проекты такого же высокого уровня.

Лада Наконечная. Львовская площадь. 2012



Лада Наконечная о "Проекте": "Это реакция на кризис "проектного мышления". В большинстве случаев, когда речь идет о развитии города, люди думают только о своих интересах и забывают о целостности места, как функциональной, так и эстетической".

Хочется также отметить целостность самого "Проекта". Связанных еще по группе Р.Э.П. с 2004 года Кадана и Наконечную объеденяет долгий опыт совместной работы, общность рабочих тем и мировоззренческая солидарность. Как следствие и в "Проекте" им, на этот раз сработавшим уже не как группа, а как дуэт, удалось добиться поразительного единства. Да так, что если не знать заранее, то и не понятно, какую песню написал Пол, а какую Джон - как охарактеризовал в свое время Никита Кадан деятельность группы Р.Э.П.

Лада Наконечная. Смотрящий находится в саду сирени Ботанического сада города Киева. Взгляд направлен в сторону реки Днепр, из серии “Популярный вид”. 2012


В экспозицию "Проекта" вошли инсталляции, графика, живопись и видеоработы художников, созданные в течение 2012 года. Ладана Наконечная представила как работы в привычной для нее технике "штрихования" -  “Популярный вид” (Смотрящий находится в саду сирени Ботанического сада города Киева. Взгляд направлен в сторону реки Днепр), так и в достаточно для нее новой – серия "Эксперимент". 

Лада Наконечная. Эксперимент 1. Пространство. 2012

Лада Наконечная. Эксперимент 3. Время. 2012

 

Никита Кадан продолжил картографировать «тело города» в серии «Продажные», первые работы из которой были представлены на выставке «Украинское тело». Его тело-карта города отсылает к ренессансным рисункам. Однако, если тело-карта времен Возрождения целостна, то современное тело города - это суповой набор на продажу. Современное украинское, постсоветское пространство - карта продажной постсоветской телесности. У нас продается все: брандмауэры и фасады, дома и скверы, почки, мозг и гениталии.

Никита Кадан: "Город должен быть целостным, но на сегодняшний день он напоминает тело, нарезанное на части и выставленное на продажу. И это страшная травма для города, который хоть и не исчез, но потерял своё единство”.


Никита Кадан. Продажные. 2012


Кадан в серии "Перечисление возможностей" и Наконечная в работе "Львовская площадь" непосредственно говорят об использовании архитектурных поверхностей города в целях рекламы тех или иных товаров. Брандмауэры домов (глухие противопожарные стены здания, выполняемые из несгораемых материалов), сегодня уже не выполняющие своей превентивной, антипожарной функции, давно стали местом для рекламы - "идеальной возможностью" разместить рекламный баннер, ровно как и остановки публичного транспорта, порталы и фасады зданий и многие другие части "городского" тела.

Никита Кадан. Макет 2. 2012

Никита Кадан. Макет 3. 2012


Само название выставки "Проект" отсылает к городскому проэктированию, возможно, указывая на отсутствие генерального плана развития Киева и реальное существование неофициального неокапиталистического проекта его застройки. Одновременно оно, по-видимому, иронично намекает на злоупотребление дефиницией "проект" в сфере современного искусства.

 

Выставка продлится до 31 октября.

 

 

 

Анна Цыба