Практики себя. Практики искусства
Выставка "Практика" стала спонтанным, но важным экспериментом, заслуживающим внимания по многим параметрам. Она выявила степень разрозненности и сплоченности художественного сообщества, степень готовности художников принять участие в незапланированной выставке, и буквально выявила атворские задумки и творческие планы отдельных художников, предоставив им тот самый случай реализовать давно или недавно задуманное. Она выявила также механизм и систему современной кураторской работы, работы художественной институции, работы выставки совремнного искусства, в некоторой степени ломая эту систему. В выставке приняли участие более двадцати художников из Украины, России и Прибалтики, которые решились сделать выставку за свой счет и за неделю - ни днем больше, ни днем меньше. Тема проекта была определена в этих условиях как бы сама собой - художественная практика (в которую также входит практика проведения и участия в художественной выставке), как ежедневная и летняя, обыденная и возвышенная, как практика коллективная и индивидуальная, как практика творения и практики себя по Фуко.
Экспозиция выставки "Практика"
Генератором идеи и неофициальным куратором выставки стала Жанна Кадырова, которая в очередной раз проявила свою уникальную способность собирать вместе и вокруг себя людей. В экспозиционном графике Киевской муниципальной галереи "Лавра" обнаружилось окно в две недели, заполнить которое директор галереи Аида Джангирова предложила Кадыровой, давно мечтавшей поработать с этим масштабным и интерестным простарством.
Жанна Кадырова: "Я не была куратором, я просто стала неким переходником от институци к художникам. Когда ко мне обратилась Аида, я обзвонила многих - всех друзей, кто был в Киеве, и тех друзей из заграницы, чьи работы могли бы подойти данной экспозиции, например, Иварсу Гравлейсу. К сожалению, не удалось связаться с Давидом Тер-Оганяном, у которого есть работа, которая очень подошла бы сюда. Но в остальном у нас были диалоги, мы все решали вместе с другими участниками. Моей изначальной идеей выставки были летние каникулы, но в процессе обсуждения она трансформировалась в тему практики, художественной практики.
Денис Рубан, Жанна Кадырова
Ведь художник обязан работать, практиковаться. Мы хотели здесь показать разность художественных практик - от самых традиционных этюдов, от рисования с натуры, до бытовых жизненных практик, как в работе Сергея Надточеева "Телевиденье", или неких бытовых колизий художника, как в работе Дениса Дидура "Мастерская", некое прямое практикование мы представили в работе с карематами. К слову, о последнем - эту работу мы задумали еще во время летнего отдыха, но реализовали сейчас. Особенность проекта "Практика" в том, что в нем люди были спровоцированы быстро среагировать и воплотить то, что было задумано, но что можно было еще несколько лет не сделать. Эта выставка - как одно произведение искусства, сложенное из двадцати трех фрагментов - ведь все художники очень разные".
Открытие выставки
Центральной работой проекта стала работа Алексея Сая "Не наступи на грабли", которая, по словам жанны Кадыровой, помогла "победить пространство" галереи - эта работа, собственно, стала первой, утвержденной в экспозицию. Задумал ее Алексей Сай давно, и как это часто бывает, она в формате эскиза ожидала своего часа. Довольно прямая метафора - Алексей буквально обыгрывает пословицу "не наступи на грабли" - однако, от этого не менее сильная, ведь это замкнутый круг грабель (повернутых зубьями вверх), на которые художник, да и в целом человек, бесконечно наступает на протяжении всей своей жизни.
Алексей Сай. Не наступи на грабли. 2012
На выставке представлены как абсолютно новые, созданные специально по случаю "Практики", так и более ранние работы. Еще одной ключевой работой выставки стала "Брат и я" Морица Хоффмана, созданная художником еще в 2003 году. Сам Мориц был изначально подключен к выставке как владелец микроавтобуса, и уже на заключительном этапе подготовки "Практики" предложил свою давнюю работу, которая стала фавориткой самих участников. В этой знаковой работе Мориц Хоффман работает со стереотипом о художнике, зависимом от муз банальных - наркотиков и алкоголя. Хоффман буквально, посредством необычной документации своих обыденных практик, демонстрирует, что художник - в первую очередь художник по определению, и всегда им является, а не становится таким лишь после "дозы" того или этого: перед тем как выкурить вместе с братом косячек марихуаны, Мориц рисовал на бумажке для гильзы рисунки ручкой. Теперь вновь раскрученные и наклеенные на стекло как коллекция бабочек эти рисунки с отпечатками масел свидетельствуют о том, что по сути художественная практика - буквально рисование - для художника первична, нежели наркотическая.
Мориц Хоффман. Брат и я. 2003
На открытии выставки состоялся перформанс художницы Алины Клейтман. В целом, открытие "Практики" стало совеобразным сейшном с музыкой и стихами. Участники: Константин Бушинский, Александра Морозова, Александр Кохановский, Вадим Кущ и многие другие. Диджеи: Тимофей Калашников,
Максим Роганов, Рассказы грибника:
(Эти истории поведал мне один мужичок из Рязанской области. Я передаю их вам в виде поэзии, но помните, что это основано на реальных событиях)
Рассказ первый:
Дедуля по грибочки в лес
Отправился и заплутал
Вдруг шум дороги наконец
Издалека он услыхал
Чрез бурелом густой пролазил он
Вдруг свет увидел - повезло
Но это были вспышки лазеров
И приземлилось НЛО
В ту ночь два рыбака на берегу
Глушили водку вечерком
Вдруг из-под воды раздался гул
И появился перескоп
Рассказ второй:
Видишь, в том лесу опушка
А с опушки той
Седовласая старушка
Машет нам рукой
Та старушка здесь не первый
Уже год стоит
И не просто так, поверь мне
Вдаль она глядит.
Дед ее ушел когда-то
По грибы туда
Солнце катится к закату
И шумит вода.
Рассказ третий:
Неизвестно где
Это дело было
На поляне дед
Собирал грибы, бля
Видит гриб под кустом
Со свиным пятачком
Сослепу попутал он
Его со вкусным сморчком
Принес домой гриб
Положил на скамью
А гриб говорит
Ему: хрю-хрю-хрю
Я не просто гриб,
А я гриб свиной
Ведь на свалке городской
Я взрощен са-та-ной!
Хрю-хрю-хрю
Хрю-хрю-хрю
Хрю-хрю-хрю
Хрю-хрю-хрю-хрю!
Открытие выставки
Рассказ четвертый:
Из лагеря сбежал бандюга
Сверепый, он засел в лесу
Его боялась вся округа
Лисица, заяц и барсук
В обед он как-то на поляне
Грибов из сырости земли
Надергал и перед глазами
Увидел Облако Любви
Оно в него вплыло и сразу
С улыбкой благостной бандит
На ель высокую залазит
И сверху на поля глядит
И видит, вдалеке опушка
И будто на опушке той
Седая черная старушка
Стоит с заточенной косой
Над ней проносятся снаряды
Гудят и рвутся вдоль окоп
Грибы растут под каннонаду
И в ритм хуячит стробоскоп.
Рассказ пятый:
Сгустилась атмосфера плотно
И расслоилась на слои
Полупрозрачные и вот к нам
Летят пришельцев корабли
Полоски лазеров протянут
И высветят бэкграунд ночи
Лесная тихая поляна
400 на 200 точек
Колышит векторы березок
Зеленый лазер лезет в глаз
Завыли двигатели грозно,
Сжигая топливный балласт.
Насторожился лось и зайчик
Услышал шум заблудший дед
Межзвездный паразит-захватчик
Пополз от корабля к воде
В ту ночь два рыбака сидели
Когда увидели, как к ним
Ползет пришелец через ельник
С огромным щупальцем одним
Открытие выставки
Рассказ седьмой:
Планета далекая светит во мгле
Но нам этот свет не узреть
Зловещие сущности нашей земле
Несут и разрушенье и смерть
Радарная станция ловит сигнал
Во тьме мириады огней
И залпы ракетного комплекса шквал
Встреччают далеких гостей
На зайца осколком свалило сосну
Он еле отпрыгнуть успел-то
Зверью этой ночью в лесу не уснуть
Гуляет в лесу пересрелка
Ошметками почвы встает на дыбы
Планета Земля под бомбешкой
Когда-то таие росли здесь грибы
Но больше их здесь не найдешь ты.
Жанна Кадырова, Максим Роганов, Денис Рубан. Этюды. 2012
Жанна Кадырова, Максим Роганов, Денис Рубан. Этюды. 2012
Московский художник Максим Роганов представил на "Практике" несколько своих работ. В проектe "Этюды" он выступил соавтором, и в нем, как и в работе "Смирительная вышиванка" буквально или опосредованно представлет свои опыт российского художника в Украине. Максим попал в Украину в сентябре, приняв участие в Симпозиуме современного искусства Бирючий. С тех пор, подружившись с местными художниками, в частности с Жанной Кадыровой, стал патриотом Украины, и далеко за ее пределы не выезжал. Напротив, колесил по Украине - с юга на север, с запада на восток. Работа "Смирительная вышиванка" - реакция хоть и влюбленного в Украину, но все-таки внешнего наблюдателя триумфа правой идеи и политической партии "Свобода" в Украине. Как бы там ни было, но агрессивную правую идею нужно усмирять, и делать это Роганов предлагает родной к телу, любимой и эстетически прекрасной, по его мнению, вышиванкой.
Максим Роганов. Смирительная вышиванка. 2012
Роганов решил даже всерез предложить проект смирительной вышиванки психиатрическим клиникам. Остальные проекты с участием Роганова представляют его непосредственный опыт работы с украинскими художниками - во время совместного летнего отдыха и общения в целом.
Алина Якубенко, Леся Целованская, Жанна Кадырова, Денис Рубан. Каменный проект. 2012
"Каменный проект" в определенной мере связан с проектом "Этюды - оба отсылают к летнему отдыху "дикарем" в компании друзей-художников. "Каменный проект" состоит из рисунков, которые были сделаны художниками в период их отдыха на каменистом берегу мыса Айя в Крыму. Большая компания художников отдыхала "дикарями" прямо среди скал, рисуя все, что их окружает.
Алина Якубенко, Леся Целованская, Жанна Кадырова, Денис Рубан. Каменный проект. 2012
Ксения Гнилицкая обращается к теме традиционной художественной практики - выезду на этюд, которая, однако, на сегодняшний день едва ли представляется возможной. Летом, оседлав велосипед, Ксения намеревалась воспроизвести эту самую практику - порисовать на пленэре, однако всюду за городом буквально упиралась в высокие заборы. "Пейзаж 1" и "Пейзаж 2" - о том, что в современной украинской реальности художнику непросто получить доступ к живой природе, а еще тяжелее - к красивому пленэру, ведь все это стало частной собственностью, легально или нелегально, но закрытой и недоступной.
Ксения Гнилицкая. Пейзаж 1, Пейзаж 2. 2012
Художник Денис Дидур также говорит о трудностях современных будней художника. Дидур - один из тех художников, кто прошлой зимой лишился мастерской на Андреевском спуске. С тех самых пор его мастерская, расформированная по коробкам и пакетам, хранится в подвале. Она мобильна, и потому художник с легкостью смог представить ее на выставке. Отсылает "Мастерская" также и к работе "в стол", точнее в случае практики скульптуры и изобразительного искусства "в коробку".
Денис Дидур. Мастерская. 2012
Тарас Каменной. Дырка от мастерка, дырка от кулака, дырка от лопаты, дырка от шпателя. 2012
Сергей Надточеев. Телевиденье. 2012
Сергей Надточеев представляет обыденную практику художника - практику отстраненного от творчества отдыха. Уход в забытье, необходимое для восстановления творческих сил, отрешение от своих работ или ожидание недоступных муз (материальных, или нет), художниками иногда достигается с помощью обыденной и привычной большинству постсоветских смертных практики смотрения телевизора на диване. Что тут скажешь, эта практика релаксации и абстрагирования от самое себя действительно весьма эффективна.
Сергей Надточеев. Телевиденье. 2012
Характерно, что в проекте Надточеева принял участие человек, всегда с удовольствием практикующий подобный габитус, ведь телевизор работал в реальном режиме.
Юлия Балаева и Тарас Каменной на открытии выставки
Участники выставки: Жанна Кадырова, Леся Хоменко, Ксения Гнилицкая, Алексей Сай, Иварс Гравлейс, Денис Дидур, Илья Исупов, Тарас Каменной, Владимир Кузнецов, Сергей Надточеев, Сергей Попов, Николай Ридный, Максим Роганов, Денис Рубан, Анастасия Рябова, Максим Спиваков, Леся Целованская, Алина Якубенко, Алина Клейтман, Виталий Атанасов.
Сергей Надточеев на открытии выставки
Артур Белозеров на открытии выставки
Эффект травматического художественного опыта репрезентирует Владимир Кузнецов. Его видео-интервью, или скорее даже задокументированный сеанс психоанализа демонстрирует, сколь болезненным для художника может быть опыт взаимодействия с куратором и участие, или вернее неучастие в выставке. Используя символические имена, Кузнецов рассказывает о своем реальном опыте – о том, как был использован и обманут куратором, который как кукловод, дергающий за ниточки сотни марионеток, считает себя в праве пренебречь одной из них. Будучи приглашенным к участию в выставке, Кузнецов готовил проект, вкладывая в него силы и время. Однако, изрядно поводив художника за нос, на финальном этапе куратор от проекта и от самого Кузнецова отказался. По признанию Владимира, этот инцидент надолго выбил его из рабочего, да и нормального жизненного режима. Видимо, окончательно, лишь после этого сеанса психоанализа, проговорив травму, Кузнецов смог от нее избавиться. Теперь он говорит о ней, как о важном и полезном художественном опыте.
Кузнецов предупреждает: художники, будьте поосторожней с кураторами! И это предупреждение актуально не только ввиду его индивидуального опыта: вампиры-кураторы – не миф, ведь фигура куратора в действительности весьма неоднозначна. Кураторская практика, ставшая в последнее время престижной и потому популярной, подразумевает безнаказанную манипуляцию художником, его трудовым и символическим капиталом - оттого здесь важно не попасть в плохие руки.
Жанна Кадырова. Резиденция. Фото: Ирина Ткачева, 2012 (Авторы выражают благодарность семье Федоренко, Тимофею Калашникову, Рените Кондратюк, Денису Рубану, Тарасу Полищуку)
Илья Исупов. Практикантка. 2005
Юлия Балаева. Практика самоидентификации. 2012
Юлия Балаева говорит о практике самоидентификации. Как поэтесса она задумывается о духовном определении себя так же, как и о буквальном, подставляя все эти приложения к своему имени на визитке: одновременно она является и художницей, и подругой, и котиком, и хорошим либо плохим человеком. Параллельно Юлия также вспоминает профессии, которые ей доводилось освоить. Именно этот аспект показался нам наиболее интересным. Практика художника - а мы понимаем шире: человека в современном мире, когда полученное образование не становится залогом профессии - не является единственной. Художник, как и современный ученый, аспирант, гуманитарий, культуролог, для того чтобы прожить, помимо основной, определяющей для себя деятельности - художественной практики или научной работы - вынужден зарабатывать, выполняя разную другую деятельность.
Анастасия Рябова. На Север через Северо-Запад. 2011
"Названием триптиха является известная фраза, которая была зафиксирована в культуре благодаря Альфреду Хичкоку. Сегодня "Север Северо-Запад" означает иррациональное, странное действие".
Иварс Гравлейс (Рига/Прага). Моя газета. 2009
Иварс Гравлейс: "Проект "Моя газета" реализовывался на протяжении года, пока я работал фоторепортером в одной из главных чешских газет “Denik”. Ежедневно я получал задания фотографировать различные события в Праге. Перед отправлением снимков в газету я делал незначительные изменения в фотошопе. Идея проекта в выявлении абсурдности манипуляции в отношении медиа".
Иварс Гравлейс (Рига/Прага). Моя газета. 2009
Николай Ридный. Рок. Видео. 2012
Николай Ридный. Рок. Видео. 2012
В данном проекте дебютировал с художественной практикой левый журналист Виталий Атанасов. Он представил видео "Ночная смена" о работе машинистов трамваев и метро.
Виталий Атанасов. Ночная смена. Видео. 2012
Виталий Атанасов: "Одним из первых фильмов в истории кино был сюжет о прибытии поезда с рабочими на городской вокзал. Видео "Ночная смена" воспроизводит этот канонический сюжет с противоположной точки зрения - из кабины машиниста, управляющего движением локомотива. Но в отличие от исторического ролика братьев Люмьер, этот поезд никуда не прибывает - он движется без остановок. Равно как и рабочая смена машиниста не прервется, пока длится ночь.
Виталий Атанасов. Ночная смена. Видео. 2012
Образы труда в последние 20 лет были практически вытеснены из публичной сферы. С этим обстоятельством связан мой интерес к этой теме. "Практика" как тематическая рамка выставки может трактоваться широко - это и практика как противоположность теории, и практика как овладение навыками практической работы".
Виталий Атанасов. Ночная смена. Видео. 2012
Участники выставки «Практика» показали, насколько несущественными, вторичными являются деньги, сроки и престиж в сравнении с главным для них – художественной практикой, практикой взаимодействия с другими художниками, собственно практикой творения. А ведь таким и должно быть искусство!
Фото: Максим Белоусов, Ирина Ткачева
Анна Цыба