На территории традиций
Комок энергии, материализовавшийся в украинском культурном пространстве в виде Жанны Кадыровой, не поддаётся простой классификации. Скульптор, художник, гражданский активист, организатор, идеолог, вдохновитель - её голова перманентно занята осмыслением массивов окружающих её вещей и событий, а затем - производством смыслов, объектов и проектов.
Не считаясь с расстояниями, она находится в постоянном движении между городами, странами и континентами, успевая с художественной, общественной и (обязательно) тусовочной деятельностью. А в перерывах между работой - получает премии: Сергея Курёхина (2011), PinchukArtCentre Prize (специальная премия, 2011), Малевича (2012). Такая активность обозначилась справедливыми результатами: молодое украинское искусство, а с ним и всю нацию, уже через пару недель в групповом проекте национального павильона Жанна представит на 55-й Венецианской биеннале. Затем отправится на резиденцию в Варшаву, а далее - проект “Толпа” на пятой биеннале в Москве. Обо всех этих историях читатель узнает в своё время, а пока, начиная серию материалов об участниках будущей биеннале, обратимся к выставке Data Extraction, которая в течение почти двух месяцев проходила в крошечном тосканском городке на севере Италии и стала первой персональной выставкой художницы в этой стране.
Жанна Кадырова. Data Extraction. 2013 (фрагмент экспозиции)
Единственная в Сан-Джиминьяно галерея современного искусства GALLERIA CONTINUA, основанная 23 года назад тремя друзьями, сегодня является одной из самых известных в Италии и обзавелась филиалами в Ле Мулен (Франция) и Пекине (Китай).
Сотрудничество с художницей началось ещё в прошлом году, когда Жанна в качестве представителя донецкой ИЗОЛЯЦИИ приняла участие в групповой выставке SPHÈRES 2012 в Ле Мулен, продолжив работу над проектами Бриллианты, Неявные формы и Заполнения.
Сан-Джиминьяно достиг своего расцвета ещё во времена Средневековья и с тех пор практически не изменился: городская стена, четырнадцать башен и главная площадь - Пьяцца делла Честерна. Последние flash-news отгремели ещё в XVII веке, когда чума унесла большую часть населения. Первый закономерный вопрос, возникающий по прибытию в этот далёкий от больших городов каменный привет из прошлого - как в такой монументальный исторический контекст вписывается современное искусство? Являются ли его адресатами захожие толпы туристов, которым выставки достаются в качестве случайного бонуса к обязательным для посещения местам. Или же широкая аудитория профессиональной среды, которая благодаря репутации галереи приезжает в Сан-Джиминьяно специально на выставки?
Data Extraction является продолжением проекта Асфальт, представленного в Киеве в 2012 году, когда город превратился в тотальную стройплощадку, в горячке подготовки к Евро-2012. Этот же проект был затем представлен в Варшаве (Замок Уяздовский), которую те же вопросы, может, и в меньшем масштабе, но также коснулись. Обращаясь к стратегии апроприации, Жанна вырезает куски асфальта из “проблемных” мест и смещает акцент с функциональности материала на его исторические коннотации. Асфальт, представленный в живописном формате и помещённый в галерейный контекст, становится объектом множества ассоциаций и прочтений. Так художница актуализирует вопросы памяти коллективной и индивидуальной, в буквальном смысле поднимая её носитель (в данном случае - асфальт) из-под ног и предлагая зрителю посмотреть в лицо реальности.
Жанна Кадырова. Data Extraction. AUTOSTRADA SA-RC. 2013
В этот раз Жанна “отбирает информацию” из AUTOSTRADA SA-RC - трассы, протянувшейся с Юга на Север Италии. Находясь в состоянии постоянной конструкции-реконструкции, AUTOSTRADA SA-RC давно стала болевой точкой для итальянцев. Две из пяти представленных на выставке работ были “отобраны” именно там, остальные - привезены из Киева. Сочетая разную географию и общий контекст, эти фрагменты материала включают взаимодействие глобального с локальным. С одной стороны, Data Extraction - это работа с ситуацией в пределах определённых стран. И если говорить об Италии, Жанна сыплет соль сразу на несколько ран, проблематизируя и политический контекст (по степени хаоса и недовольства руководством страны Италия очень напоминает Украину), и культурный (спекуляция традициями здесь стала нормой и на вопрос “а что же сейчас?” - итальянцы разводят руками).
И в то же время художественный язык, к которому обращается Кадырова, универсален и существует вне национальностей и государств. Выставочное пространство мгновенно включает зрителя в диалог между прошлым и настоящим: средневековая архитектура здания, частью которого является камерный зал Arco dei Becci, арковидные проёмы, ниши и окна грамотно резонируют с работами Кадыровой. Казалось бы, современное искусство занимает критическую позицию относительно традиции: асфальт у Кадыровой заменяет полотно, а сама художница, вопреки традиционно установленным ролям, является не производителем прекрасного, а документатором коллективной истории. При этом традиционная линия здесь выдержана и через “живописный” формат работ, и через ссылки на традиции авангарда и абстрактного искусства.
И не в последнюю очередь проект Кадыровой считывается в контексте тех, кто уже высказался на тему традиционализма, а именно итальянских послевоенных художников - представителей информализма, арте повера и прочих не примкнувшим к определённым группам художникам того времени. В частности, возникают ассоциации с работами Джузеппе Унчини (1929-2008), который в своей практике использовал фрагменты бетона и арматуры, хотя и с другой целью. В Италии это поколение является гордостью тех, кто стал на сторону современного искусства и на фоне общей осведомлённости об истории искусства, вне которого жизнь здесь невозможна чисто физически, выставка Data Extraction органично вошла в общий культурный контекст.
Ася Баздырева
Фото: GALLERIA CONTINUA