Видеть ушами, слышать глазами – АУТ-2011
7 апреля – 7 мая в Музее современного изобразительного искусства Украины проходит выставка АУТ- 2011: Нейроразнообразие. Это второй «выпуск» проекта АУТ, организатором которого является общественная организация «Клиника Дорошенко Грищенко»
В прошлом году акцент выставки был сделан на вопросе аутизма, но не аутизма-болезни, а аутизма-культурного явления, на которое предлагалось посмотреть несколько по-иному. Как на присущее новому времени свойство. Как на возможность самопознания. Выставка АУТ-2011 стала продолжением темы аутизма, раскрытой с точки зрения нейроразнообразия. И пока учёные определяют аутизм как необратимые изменения головного мозга, сторонники теории нейроразнообразия утверждают, что аутисты не имеют нарушений, а скорее другой тип организации осмысления и мировосприятия. Сами же аутисты не хотят, чтоб их лечили, они хотят, чтоб их понимали. Очевидно, что индивидуумы с ограниченными вербальными возможностями, находят альтернативный способ познания мира и выражения себя, что часто реализуется в сфере искусства. Аутизм - это состояние, в котором заложены потенциальные творческие способности, поскольку творческий процесс сам по себе невербален.
Максим Мирнов. Современный Пейзаж, 2010
В ХХІ веке человек стал жертвой информационного бума. Переизбыток информации рассредоточивает внимание и не позволяет сконцентрироваться на каком-либо одном процессе. В результате роста потока «ненужной» информации всё больше людей уходит из социума либо «в себя», либо в буквальном смысле ограничивают свой доступ к социальной среде. Жители Японии придумали специальный термин «хикикомори» для таких отшельников, количество которых с каждым годом растёт. Добровольное затворничество в Украине пока не так распространено, но понятия «дауншифтинг» и «эскапизм» уже достаточно актуальны. Так или иначе, человек устал от бесконечного новостного потока и сотен гигабайт принудительной информации.
Максим Мирнов. Современный Пейзаж, 2010
Ольга Пыльнюк. Чинвазия, 2010 (фрагмент)
Назар Билык. Границы
Таким образом, искусство выступает соединяющим мостиком между людьми, способными коммуницировать с миром посредством художественных образов, и людьми, уставшими от засилья вербализированной информации, желающими заглянуть внутрь себя. С такой точки зрения сегодня интересно явление синестезии (явление восприятия, когда при раздражении одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств), которое также считается одним из способов проявления нейроразнообразия.
В искусстве явление синестезии основано на конкретных межчувственных связях и ассоциациях, на проявлении сходств по содержанию, форме и эмоциональному воздействию. Синестетическое искусство – явление не новое, уже в XIX веке искусство перестало быть просто иллюстрацией, а стало скорее формой, воспринимаемой на интеллектуально-интуитивном уровне. Оно особенно актуально сегодня, когда мы снова пытаемся заглянуть внутрь человеческих чувств.
Ольга Пыльнюк. Чинвазия, 2010 (фрагмент)
Ольга Пыльнюк. Чинвазия, 2010
«Такой мощный всплеск синестетического искусства, который мы наблюдаем сегодня, является убедительным доказательством того, что наше сознание переживает очередной отток в направлении внутреннего анализа и углублено в процесс совершенствования эмоционального и концептуального восприятия окружающего мира». Татьяна Гершуни
Художница и куратор выставки Татьяна Гершуни
Выставку АУТ- 2011 можно расценивать, с одной стороны, как возможность углубиться во внутренний анализ и сконцентрироваться на своих чувствах и переживаниях, а, с другой стороны, – как призыв к общественной дискуссии относительно аутизма, рассматриваемого не исключительно с медицинской точки зрения, как это принято, а с художественной точки зрения.
Куратором выставки выступил американский доктор медицины Коан Джефф Байза в сотрудничестве с украинской художницей Татьяной Гершуни. По словам Фрэнсиса Бекона, которые приводит Татьяна в своём предисловии к каталогу выставки, сегодня, в условиях отсутствия единой «школы», художник может стремиться только к одному – как можно лучше запротоколировать свои собственные чувства, в соответствии со своей нервной системой. Кураторам действительно удалось органично представить работы художников, сумевших максимально точно передать свои переживания и размышления посредством художественных образов и, как следствие, вовлечь зрителя в глубокий созерцательный процесс и апелляцию к персональному опыту и чувствам.
Куратор выставки Коан Джефф Байза
Всего на выставке представлены работы 16 американских и 8 украинских художников (Марша Смайлак, Владимир Сай, Анна Шабунина, Ольга Пыльник, Керол Стин и другие), выполненные в разных техниках и медиа: видео-арт, фотография, скульптура, живопись, инсталляция. Максим Мирнов представил своё видение современного мира, в котором всё, чем мы окружены, – искусственное; Кевин Хуссейни демонстрирует способность «поймать» впечатление и передать его при помощи живописи; Доминик Лейман при помощи видеоанимации акцентуализирует внимание на постоянно повторяемых моделях поведения человека. Одним из открытий выставки стала американская фотохудожница Марша Смайлак, которая стала заниматься фотографией благодаря своим синестетическим способностям. Сама Марша называет свои работы «живописью, сделанной с помощью фотокамеры», а себя – «профессиональным рефлекционистом», потому что фокус на поверхности воды и на изображении, которое в ней отражается – лучший для нее путь выразить личное видение и ощущение окружающего мира, который никогда не останавливает свое движение.
Художница Марша Смайлак
Основатели общественной организации "Клиника Дорошенко Грищенко" Оксана и Константин Грищенко, PR-директор АУТ-2011, арт-критик Мария Хрущак
Оксана Грищенко («Клиника Дорошенко Грищенко»): Мы являемся художественной неприбыльной организацией и показываем искусство. Мы даже не можем сказать, что при помощи искусства мы кого-нибудь лечим, но считаем, у искусства действительно есть некоторые целебные свойства. Нам интересно провоцировать общество и заставлять его меняться.
Какова мотивация вашей деятельности?
Мы не пытаемся исполнять функцию арт-терапии, ключевым словом должна быть провокация, поскольку таким образом мы заставляем зрителя искать ответы на свои вопросы, свой текст, картину, событие. Основная концепция в том, что без изменений не может быть движения вперёд. Когда общество не может найти ответ, оно болеет, но когда происходит движение вперёд – ты не болеешь. Именно в этом суть.
В данном случае, искусство – инструмент для призыва к дискуссии?
Инструмент – определение более утилитарное, но, безусловно, это дискуссия, разговор с обществом и единомышленниками.
Будет ли у проекта «АУТ» продолжение?
Мы надеемся, что это будет ежегодный проект с разными кураторами и концепциями, и будем искать людей, вдохновлённых нашей идеей «аута» как выхода за рамки замкнутого диагноза или стандартов.
Ася Баздырева