Чем полезны МУХі современному украинскому искусству
С 20 мая по 11 июня в Институте проблем современного искусства будет проходить выставка номинантов конкурса «МУХі-2011» в области молодого современного украинского искусства. В шорт-листе из 21 номинанта представлены как уже известные, так и новые имена на украинской арт-сцене. Главная цель проекта состоит в стимулировании и поддержке молодых художников, включении их в контекст современного украинского художественного процесса, а также создании плодотворного диалога зрительской аудитории с украинским современным искусством. В экспертный совет конкурса вошли Тиберий Сильваши, Виктория Бурлака, Александр Соловьев, Марина Щербенко, Виктор Сидоренко. Организатором конкурса является Марина Щербенко, куратор Галереи «Боттега». В специальном интервью для журнала ART UKRAINE Марина рассказала об особенностях грядущего проекта и, тем самым, ещё больше подогрела интерес украинского зрителя к выставке.
Куратор галереи Bottega Марина Щербенко
Расскажите о проекте МУХі…
Марина Щербенко: Проект МУХі проходит уже третий раз, и основная задача - поиск и отбор молодых талантов. Сейчас уже сформирован список из 21 участника, среди которых есть несколько групп. Это очень перспективные молодые ребята, у которых ещё только начинается творческий путь, что в очередной раз говорит о том, что МУХі - это в первую очередь своеобразный старт для молодых талантливых ребят. Заявки подало достаточно большое количество художников, около 400.
А в предыдущие годы?
М.Щ.: Так масштабно к проекту мы подошли в 2010 г., взяли в помощь экспертов. Заявок было около 500, но количество ничего не говорит, в первую очередь – качество. Эта выставка будет значительно отличаться от выставки 2010 года. Так случилось, что в этот раз практически не будет живописи. Будет очень много фотографии, работ с использованием цифровых технологий…
Стрит-арт?
М.Щ.: Из стрит-арт художников Apl315, но он как раз и относится к тем художникам, которых мы уже знаем, поскольку стал интересным Киеву. Очень много фотографов, видео-арта, есть медиа-арт.
Проект МУХі появился одновременно с проектом PinchukArtCentre Pinchuk Art Prize и оба очень похожи. В чём отличие вашего проекта в сравнении с Pinchuk Art Prize или в чём его специфичность?
М.Щ.: Проект МУХі мы основали в 2010 году, это была первая выставка, которая очень естественно получилась на базе галереи. Начиная с первых дней нашего открытия, к нам заходят молодые художники и все они хотят работать. У них достаточно много амбиций и желания показать работы в галерее такого уровня как Bottega, но они ещё недостаточно уверены в своём творчестве, т.е. они ещё не поддержаны признанием из арт-среды, что очень важно. Это связано с тем, что до сих пор у нас отсутствует художественное современное образование. Художники очень неуверенны, поскольку самостоятельно не могут выстроить и прочувствовать критерии отбора в своих же работах, проектах, идеях. Нет площадки, которую давала бы арт-институция, направленная на современное образование в искусстве, и благодаря которой художник, выставляя свои работы, мог бы получить заказы от галерей или от арт-центров. Эта связь в Украине, к сожалению, очень слабая, потому что в этом кругу не хватает серьёзных арт-институций. Так и возникли МУХі: рассматривая работы, я поняла, что у нас уже достаточно материала для групповой выставки молодых художников, совершенно новых для киевской среды имён. После первой выставки мы увидели отдачу и отклик. Следующим шагом стало проведение такой же выставки, но уже других масштабов. Чтобы не брать на себя такую ответственность, были приглашены ещё эксперты из разных арт-институций и художественных сред, с помощью которых и составляется список участников. В 2010 году мы получили поддержку Института проблем современного искусства Виктора Сидоренко, и на этой площадке в этом году также будет выставка конкурсантов.
Каким образом происходит дальнейшее сотрудничество с художниками, которые принимают участие в проекте? Победительница прошлогоднего конкурса Зоя Орлова получает какую-либо поддержку?
М.Щ.: Конкурс МУХі – некоммерческий проект и у нас нет цели найти художника для галереи. Это самостоятельный проект, основные задачи которого – поиск талантов, своеобразный отбор лучших художников и молодого искусства, которое будет показано впоследствии для широкой аудитории. Если говорить о победительнице конкурса в прошлом году – Зое Орловой, можно говорить, что началось очень серьёзное развитие её творческой карьеры. Зоя получила предложение от галереи Мыстецького Арсенала, её работа была выбрана для обложки одного из самых серьёзных специализированных изданий ART UKRAINE, что для молодого художника, на мой взгляд, - очень хорошая перспектива и хорошее начало.
Касательно художников-конкурсантов этого года: есть ли какие-то особые интересные моменты в их творческой деятельности, помимо того, что живописи практически не будет? Какие тенденции в их творчестве более интересны?
М.Щ.: Могу сказать, что украинское искусство становится всё более интеллектуальным, и сегодня молодое поколение – это художник-эрудит, который очень много знает, занимается самообразованием, знает хорошо историю искусств и совмещает полученное серьёзное художественное образование с информацией о том, что происходит в современном мире. И этот комплекс полученных знаний даёт результат: такой художник позитивен и интересен нашей узкой профессиональной среде кураторов, критиков, искусствоведов, галеристов, коллекционеров. Но что меня беспокоит и пугает в этой ситуации – это насколько мы сможем реализовать наше намерение донести искусство широким массам, насколько мы сможем достигнуть этой цели, поскольку чем более интеллектуально современное искусство, тем менее оно понятно широкой аудитории.
Скажите, а как куратор галереи вы больше заинтересованы в молодых художниках или также сотрудничаете с теми, кто уже состоялся? Представителями бывшей «Новой волны», например…
М.Щ.: Если говорить о галерее, то у нас параллельно комфортно себя чувствуют как художники-мэтры, уже реализовавшиеся, которые тем не менее всегда находятся в творческом поиске, так и очень активно проходит работа с молодыми художниками. И это тоже серьёзные проекты на высоком уровне. Интересно работать и с теми, и с другими, но есть некий азарт в работе с молодым художником: ты чувствуешь, что от тебя многое зависит.
Участники проекта МУХі-2011 не совсем «новые имена», некоторые из них уже достаточно известны, например, Владимир Сай, Максим Мирнов, Apl315. Увидим ли мы ещё не открытых художников?
М.Щ.: Конечно! Молодой художник Василий Савченко из Львова, о котором пока никто в Киеве не слышал. Он представит серию печатных эстампов. Сигунцов Андрей покажет очень интересную цифровую печать. Художник отталкивается от работ Поллока, делает своеобразный дриппинг, но уже с помощью цифровой программы. Процюк Роман и Щеглова Татьяна работают в жанре постановочной фотографии. Есть художники, создавшие абстрактные работы посредством новых медиа.
Кто курирует выставку?
М.Щ.: Выставку курировать буду я в этом году тоже. У нас действительно есть очень большой недостаток кураторов. На сегодняшний день проект МУХі очень сильно вырос и это не только конкурс. Мы почувствовали необходимость подачи информации, поскольку большая аудитория приходит посмотреть выставку, получить знания или ответы на свои вопросы. Очень спонтанно в прошлом году был организован ряд лекций, круглый стол и медиапоказ. Это получило серьёзный отклик от аудитории. И в этом году, в рамках проекта МУХі, будет запущен новый наш проект, который называется «Украина новых медиа» - это форум медиа-арта. И здесь у меня есть хороший помощник и сокуратор Янина Пруденко, которая занимается формированием лекционной программы. В рамках форума будут показаны некоторые медиапроекты. Четыре недели лекций, в рамках которых выступят украинские и зарубежные медиатеоретики: Оливер Грау, Дмитрий Булатов, Татьяна Тумасян, Лидия Стародубцева, Александр Соловьёв, Оля Балашова и другие.
Эти мероприятия будут, как и раньше, бесплатными для аудитории?
М.Щ.: Да. Часть лекций будет проходить в галерее, а под более масштабные лекции, как у Оливера Грау и Дмитрия Булатова, будет задействован актовый зал университета имени Драгоманова. Институт проблем современного искусства и Центр визуального искусства тоже дают нам своё пространство. Человек, который посетит хотя бы половину этих лекций, будет иметь представление о том, что происходит в мире, в Украине, будет понимать основы медиаискусства.
Можно ли будет назвать выставку срезом того, что сегодня являет собой молодой украинский художник или же акцент больше сделан на индивидуальности?
М.Щ.: Художники, принимавшие участие в прошлогоднем конкурсе, ещё не выросли до того уровня, чтоб называть их отдельным поколением. Если говорить в общем: и МУХі-2009, и МУХі-2010, да и вообще все художники, которые появились в арт-пространстве в период нулевых – это всё одно поколение, поэтому нельзя сказать, что мы покажем идеальную картину современного украинского молодого художника. Основная задача – дать старт, и она будет достигнута, но без трудолюбия художников, амбиций и желания чего-то достичь мы бессильны.
Из вашего личного опыта куратора дайте оценку, насколько готова наша публика к восприятию форм искусства в виде новых медиа.
М.Щ.: Зритель очень разный. Есть категорично настроенные с другим пониманием самого понятия искусства, которым будет сложно воспринимать проект в том виде, в котором мы его представим. Открытие проекта начинается 12 мая в галерее Bottega работами участника МУХі-2010 Ивана Семесюка из серии «Традиции. Ребрендинг». Он работает в созданном им направлении жлоб-арт, которое высмеивает человека, занимающегося исключительно потребительством и попавшего в ситуацию навязанных брендов. Здесь появляется новое осмысление художником этой темы, появляется некий эстетизм. Всего будет 12 полотен одинакового размера: имитация вышивки украинских рушников, которые нам легче принять как культурную традицию, несмотря на то, что она уже не актуальна несколько десятилетий, чем то, что происходит сегодня. Мы не хотим пользоваться старым телефоном, но при этом мы хотим старую картину. Он использует навязанные нам бренды, вписывая их в традиционные украинские рушники.
Судя по предварительным описаниям работ проекта МУХі-2011, это будет необходимая для современного зрителя, уставшего думать, возможность синестетического, медитативного восприятия работ. Способ погружения в себя…
М.Щ.: Очень много будет таких проектов, которые будут заставлять нас погружаться в себя. Не получится пробежаться по выставке и не подумать. Даже самые короткие видео нужно будет осмыслить и получить ту эмоцию, которую хотел «вытащить» из нас автор произведения.
Расскажите о галерее Bottega. Есть ли у неё какая-то определённая концепция, поскольку здесь мы видели фигуративную и нефигуративную живопись, сейчас представлена геометрическая абстракция…
М.Щ.: Конечно, концепция есть изначально и мы ей следуем. Если посмотреть на серию проектов, которые мы выставляем в наших стенах, то можно проследить, что мы работаем с рядом художников, которые и создают концепцию галереи. Одно из основных направлений – украинская абстракция. Сильных художников-абстракционистов на Украине не так много. Такие имена как Тиберий Сильваши, Владимир Будников, Саша Животков – те художники, с которыми мы связываем эту направленность. Другая линия – работа с фигуративным искусством. Это художники Валерия Трубина и Андрей Блудов. В следующем полугодии мы осуществим ряд проектов, связанных именно с фигуративом.
На каком уровне сейчас находится украинский арт-рынок в условиях всемирного экономического кризиса? Приносит ли галерейное дело прибыль?
М.Щ.: Я отношусь к галерейному делу как к бизнесу и строю свои отношения с партнёрами, коллегами и художниками исключительно как бизнес-отношения. Конечно, это связано с серьёзными человеческими отношениями тоже, но ни в коем случае это не увлечённость и не хобби. Потому что если галерейное дело становится хобби, нельзя говорить о долгосрочных перспективах этого бизнеса. Могу сказать, что наш арт-рынок сильно пошатнулся. Это связано с тем, что произведения искусства это предмет роскоши. Информационный уровень очень низкий в современном искусстве и аудитория коллекционеров находится в стадии развития. Эта ситуация, несмотря на кризис, меняется: появляются арт-институции, открываются арт-центры – становится легче работать. Но это то, что касается популяризации искусства, но что касается рынка – нам всё так же сложно. Если говорить о коллекционере, который продумывает свою коллекцию, то сейчас время покупать, поскольку кризисная ситуация изменила отношение художника к творчеству и естественным путём убрала очень много мусора с рыночного арт-пространства. Появилось очень много качественных произведений искусства, которые хочется и продавать и покупать.
Ася Баздырева