Феноменология пола
В Я Галерее на Волошской 55/57 проходит выставка - проект двоих художников Влады Ралко и Владимира Будникова. Название проекта «Мальчики и девочки» само по себе говорит, что поднята серьезная тема, но в странном ракурсе. Двое художников - женщина и мужчина - попытались своим визуальным проектом ответить на вопросы, которые задает человечество испокон веков. Результат получился необыкновенный.
Из чего сделаны мальчики, из чего сделаны девочки… Проект Влады Ралко и Владимира Будникова посвящен медитации над сущностью женского и мужского. Оппозиция двух полов издавна заставляет волноваться умы в истории темой мировой культуры. Но художники хотели как раз рассмотреть оба пола вне их противоположности. Именно потому «мальчики» и «девочки», а не женщины и мужчины. Дети доиндивидуальны, и гендер их навязан, обозначен взрослыми. Поэтому, как Влада и Владимир сами пишут в пресс-релизе: дети являются объектом «морализирующего социума, всегда готового скомандовать «мальчики - налево, девочки - направо!». Эти слова, однажды услышанные в детстве, задают мальчикам и девочкам идентификацию, ощущение инаковости, основанное на чувстве стыда.
Уводя героев своей медитации от определенности статусов, авторы все-таки пытаются обнаружить то сущностное, что стоит за всем этим, совершают своего рода редукцию, чтобы рассмотреть сам феномен. Заячьи уши, русалочьи хвосты и другие зооморфные элементы в изображениях и девочек, и мальчиков намекают одновременно и на утренник в детском саду – первое познание принадлежности к полу, и на дочеловеческое, звериное равенство. «Рудименты» - называют художники, и действительно тотемно – анимистическое прошлое человечества переплетается тут с онтогенетическим прошлым ребенка, вырастающего из пульсирующего соединения клеток в оформленное существо.
«Мальчики» Владимира Будникова спрятаны за масками, закрыты от общественного и личного влияния, защищены от боли и от девочек маскарадными «доспехами».
«Девочки» Влады Ралко, наоборот, снимают маски, приоткрывают, обнажают свою сущность. В этом жесте податливости и соблазнительной опасности женского архетипа как всегда проявился своеобразный талант художницы. Ее женские образы всегда травматичны. Они балансируют на той грани, где эротика переходит в свою обратную сторону, болезненно-навязчивую, обнаруженную во всей невыносимости.
И если в «девочек» падаешь, как в открытые раны, то мужские образы завораживают статичным молчанием. Мальчики тоже ускользают от определенности, но совсем иначе, чем девочки. Мальчики ставят вместо себя иероглиф – жутковатый и таинственный, расшифровать который невозможно. И неудивительно, ведь в среде «мальчиков» принято выставлять вместо себя на передний план маску социальной роли.
Во всей этой неразберихе с масками, в вывернутых «телесных» девочках и словно бы зачеркнутых, наглухо застегнутых мальчиках неожиданно проступает доисторическое безгендерное равенство и условность мира, который возникает и теряется в проявленных формах, мерцает как калейдоскоп.
Анна Ландихова
фото Антон Иванов