Дизайнер ARSENALE Джонатан Барнбрук: «Идея о том, что дизайн - это коммерция, давно устарела»

Известный британский графический дизайнер Джонатан Барнбрук создал лого и графический стиль для Первой Киевской международной биеннале современного искусства ARSENALE.

 

Джонатан Барнбрук. Фото: Максим Белоусов

Джонатан Барнбрук (Jonathan Barnbrook) - один из известнейших и самых прогрессивных британских дизайнеров. Он специализируется на создании графического дизайна, визуальных решений и корпоративной идентики для ведущих культурных институтов, мировых арт-проектов и международных биеннале.

Барнбрук родился в 1966 году в Великобритании. 1988 получил художественное образование, закончив престижный Лондонский колледж Central Saint Martins College of Art Design, который считается Меккой будущих звезд искусства, дизайна и fashion-индустрии. В 1990 году Барнбрук окончил College of Art в Лондоне.

Сегодня Джонатан Барнбрук - владелец ведущей дизайн-студии Barnbrook Design в Лондоне. Он работал над дизайном культурных проектов мирового масштаба, в частности был автором стиля Сиднейской и Токийской биеннале современного искусства, создавал графический дизайн для Музея Мори в Токио, был автором корпоративной идентики для японского арт-центра Roppongi Hills , а также сотрудничал со многими другими культурными институциями мира.

Отдельное направление работы дизайнера - разработка шрифтов. Джонатан Барнбрук - автор многих шрифтов, самые известные из которых Bastard, Exocet, False Idol, Infidel, Moron, Newspeak, Olympukes, Sarcastic, Shock & Awe, Mason и Virus. Один из созданных им шрифтов приобрел для своей цифровой коллекции музей МоМА.

Особые отношения сложились у Барнбрука с кириллическими шрифтами. Когда-то дизайнер был поражен, увидев шрифт советской газеты «Правда» в привезенном из России каталоге шрифтов 1984 года выпуска. Барнбрук назвал этот каталог лучшим учебником по графическому дизайну за «демонстрацию способности передавать через шрифты эмоции, и этим менять мир к лучшему».

Джонатан Барнбрук всегда отличался социальной, гражданской и политической сознательностью. Серия его дизайнерских работ критикует законы глобального мира и массовой культуры, убивающие любую индивидуальность. Если тщательно рассмотреть один из плакатов серии, становится понятно, что тибетская мандала состоит из маленьких логотипов крупных корпораций. Название одной из самых известных работ Барнбрук - Designers, stay away from corporations, that want you to lie for them, говорит само за себя.

- Моя работа изменилась с тех времен, когда я был моложе, - говорит дизайнер. - Тогда она была более политизированной, сейчас я нашел свой голос. Он уже не кричит, а звучит спокойнее, но это правильный голос.

Годы работы Барнбрук в графическом дизайне подытожила масштабная персональная выставка, которая в 2007 году состоялась в Design Museum в Лондоне.

Джонатан Барнбрук. Фото: Максим Белоусов

 Известно, что вы работали на Сиднейской биеннале, для которой разрабатывали шрифты, а также корпоративный стиль. Теперь вы делаете проект для ARSENALE. Существуют ли определенные принципы создания "биеннальной" идентики, и, если да, то какие они?

- Идея художественной биеннале - любой, не важно, где она происходит - в том, чтобы презентовать искусство «в моменте», в настоящем времени. Единственный способ сделать хороший биеннальний проект - это взвешенная кураторская политика. Куратор ARSENALE Дэвид Эллиотт - очень известный искусствовед и чрезвычайно серьезно относится к концепциям, которые выбирает для своих проектов. Он также чрезвычайно осведомлен именно в восточноевропейском искусстве и хорошо разбирается в украинской культурной специфике. Я считаю, что это замечательный выбор куратора.

Вместе биеннале - это событие, которое должно дать людям понять, что искусство является частью их жизни, частью их реакции на окружающий мир. Осознавая это, работать над визуальной идентикой такого проекта - чрезвычайно интересная задача. Ведь мы пытаемся включить людей в этот процесс, а не создать некое элитарное событие «не для всех».


В контексте изложенных вами принципов расскажите о визуальной идентике ARSENALE.

- Итак, ARSENALE должна акцентироваться на моменте, когда происходит выставка. Вместе с тем выставка - это часть более широкого взгляда на общество, часть самого общества. Главная мотивация в работе над этим проектом - сделать что-то действительно хорошо для общества. ARSENALE - это авторитетный проект, которому можно доверять в смысле компетентного, широкого взгляда на то, что сейчас происходит в современном искусстве, а также на то, что происходило раньше.

Ничего особенного изобретать не пришлось - Украина уже имеет свою идентичность. Я провел много времени в подготовке к ARSENALE, исследуя паллеты цветов, тщательно подобранные с учетом природных красок окружающей среды Киева. Я - сторонний глаз, я не отсюда. Но этот проект сделан не только для киевлян, он - для международной аудитории.

Еще один мощный образ, мимо которого я не мог пройти, - сам Мыстецкий Арсенал. Это не просто здание, а настоящий центр культурных событий Киева, не только выставочная площадка для биеннале, а музей, функции которого намного шире. Философия Мыстецкого Арсенала, а также география самого здания - неотъемлемая часть созданного логотипа.


В свое время вас очень впечатлил шрифт советской газеты «Правда», и вообще, вам нравятся кириллические шрифты. Помогло ли это в работе для ARSENALE?

- Да, это правда. Для меня честь участвовать в этом проекте и иметь возможность поработать с кириллическими шрифтами. Кириллическая азбука мне очень нравится еще с тех пор как я начал заниматься графическим дизайном. Кириллические шрифты действительно кажутся мне красивыми. Однако дело не только в этом. Я вырос во времена коммунизма: советские тексты представляли совершенно другую систему, которая полностью отличалась от капитализма. Поэтому где-то с 15 лет меня очень интересовала история России и Восточной Европы вообще.


А что в Украине кажется вам наиболее интересным? Что поразило вас больше всего?

- Другие цвета, другие символы, другой ландшафт. Вообще все остальное! И на уровне ощущений, Украина очень отличается от России, так же, как и от Великобритании.

Но здесь речь идет об искусстве. Искусство не имеет национальной принадлежности. Аудитория нашего проекта одновременно является и местной, и международной. Поэтому, с учетом местного контекста, местной географии, это должен быть также и глобальный взгляд.


А были ли у вас когда-нибудь амбиции стать художником? А может, вы и считаете себя художником?

- Я не очень этим проникаюсь. Я просто получаю огромное удовольствие от общения с интересными людьми, которое дает мне работа в дизайне.

Сходство между художником и дизайнером заключается в том, что ни один из них не должен делать работу самостоятельно. Важно продуцировать идею, а ее выполнение можно поручить кому-то другому. Сегодня, в эпоху цифровых медиа, все соединяется вместе. Студент, заканчивающий университет, теперь не должен думать, хочет ли он быть художником или дизайнером. Достаточно просто понимать, что ты хочешь работать в области визуальных медиа.

Думаю, самое важное - трансформироваться для каждого вида работы: для этой задачи я дизайнер, и хочу сделать лучшее в мире лого. Если я делаю, например, выставку современного искусства, то хочу сделать нечто гораздо более личное. Это меняет интонации.

Именно этот момент делает дизайнера действительно классным - не большое эго, а способность по-новому смотреть на мир, иначе интерпретировать те же проблемы.


А как ваши нонконформистские взгляды согласуются с тем, что вы работаете в коммерческой структуре? Как вам удается совмещать бизнес и творчество?

- Если откровенно, мы гораздо меньше предприниматели, чем художники. Мы просто тщательно подбираем клиентов. Это замечательная работа, которую мы очень любим. Но мы всегда можем сказать клиенту «нет», если с чем-то принципиально не согласны. Идея о том, что арт - это некоммерческая деятельность, в то время как дизайн - коммерция, давно устарела. 

 

Зоя Звиняцковская

 

Перевод Анастасия Платонова