ДНЕВНИК ARSENALE: Бунт и разложение в Шоколадном доме

В Киевском особняке «Шоколадный дом», филиале Киевского национального музея русского искусства, открыта выставка «Апокалипсис и возрождение в Шоколадном доме». Выставка, под кураторством Олега Кулика и Константина Дорошенко проходит в рамках параллельной программы АРСЕНАЛЕ 2012, и организована Mironova Gallery. Этот проект современного искусства, размещенный в историческом особняке, не мог не вызвать удивления, и, как нам стало известно, конфликта с администрацией самого Шоколадного домика.

Валерий Чтак. "Без названия"

Теперь уже можно сказать, что арт-проект в Шоколадном Доме никого не оставил равнодушным. Выставка 43-х видных художников Украины и России преобразила пространство «Шоколадного Дома», как принято писать в пресс-релизах, «до неузнаваемости» в прямом смысле слова.

Валерий Чтак. "Без названия"

Собрать под одной крышей Жанну Кадырову, Арсена Савадова, Дмитрия Гутова, Олега Кулика, Андрея Монастырского, Анатолия Осмоловского и других менее известных, но не менее модных авторов - да еще и под крышей маленького особняка времен ХIХ века – это, конечно, очень смело.

Анатолий Осмоловский. "Это вы сделали? - Нет, это вы сделали"

Надо сказать, что домик с шоколадоподобными стенами на улице Шелковичной давно был для киевлян своего рода «запретным объектом желания». С 1986 года в этом «музее киевской старины», красивой игрушке для любителей интерьеров, разместилась «Детская картинная галерея». И вот в эти самые интерьеры, с резными панелями, росписями в стиле ар-нуво и витражами, кураторы помещают работы, вскрывающие болевые точки и безнадежность современного общества.

Владмир Сай. Дух сопротивления

Начнем с того, что на фасад Шоколадного дома помещена работа Жанны Кадыровой «Камера слежения», из известной серии «Неявные формы». Бетонная конструкция перегораживает вход и вся провокативность задумки художницы, вся тяжесть контролирующего взгляда проступает именно на Шоколадном Доме с особой силой.

Экспозиция выставки

То же можно сказать и о работах в стиле стрит-арт, помещенных в «изящный интерьер», и о витраже с героями из популярного сериала «Южный парк». Ужас, болезненность, отчаянье современного мира, представленные экспозицией, настолько контрастируют с отлаженностью домика особняка купца Могилевцева, что выставка ощутимо травмирует зрителя.

Recycle Group. Серия витражей "South Park"

Очевидно, именно эти чувства владели представителями администрации музея, когда они закрыли Шоколадный Домик и выступили с протестом против выставки. Администрацию также испугала работа по мотивам последних политических событий в России (макет Болотной площади с маленькими фигурками протестующих), из которой они изъяли несколько фигурок с наиболее оскорбительными плакатиками в адрес российской власти.

Алексей Кнедляковский совместно с Джанян Люсинє. Белое кольцо (работа была цензурирована администрацией Шоколадного дома)

Закрытие выставок современного искусства с провокационной экспозицией, кажется, грозит стать своего рода традицией в Киеве. Мы попросили прокомментировать эту ситуацию сокуратора проекта Константина Дорошенко.

Константин Дорошенко Я не назвал бы это конфликтом, я назвал бы это моментом непонимания. Проблема украинской музейной среды в том, что люди, которые работают там, во-первых, очень консервативны ко всему, что является современным, а во-вторых, у них на определенном этапе возникает ощущение, что музей, в котором они работают – это их собственность.  

Экспозиция выставки

Анна Ландихова Вы сознательно выбрали это пространство? 

Безусловно. Проект полностью завязан на Шоколадный Дом. Семен Могилевцев создал некий целый мир в этом особняке, некий слепок мира. А идея Олега Кулика была как раз показать в этом особняке нынешний мир во всем его многообразии. Фактически, особняк для нас – очень важный соавтор этого проекта.  

Группа ZIP. Митинг

- Но вы же понимали, что Шоколадный домик имеет определенные коннотации именно для Киева и киевлян.

- Киев – это для меня не абстрактная тема, для меня это моя личная история. Я вырос в этом городе, я водил здесь когда-то экскурсии по Печерску, когда работал в Музее истории города Киева. Именно благодаря моей идее впервые современное искусство пустили в этот особняк.


Экспозиция выставки при входе

- Зачем показывать современное искусство в этом особняке?

- Когда мы с моим партнером Оксаной Грищенко делали в 2010 году проект «АУТ», посвященный аутизму как диагнозу современного мира, мне пришла в голову идея, что Шоколадный домик, во многом, есть манифестацией такой вот аутичности самого Могилевцева, который создал себе придуманный мир.

 

И вы  предполагали, что у людей это может вызвать шок?

- Нет, конечно. Нет, потому что в 2010 году у нас прошло все достаточно спокойно и, точно так же как в прошлый раз, в этот раз мы не сверлили стены. Мы создавали специальные конструкции, прекрасно понимая, что здесь есть такие вещи, есть такие стены, в которые нельзя забивать гвозди. 

 

Можно добавить, что контейнеры с плесенью, в которой лежат куклы «Барби» (работа Андрея Сигунцова), также надежно защищены стеклом и не повредят особняку.

Андрей Сигунцов. Fighting the Barbie Bondage

А тотальная пространственная инсталляция «Комфорт в кубе» Ольги Громовой (своеобразный вариант тихого комфортного ада нашего потребительского общества) вообще разместилась в подсобном помещении.

Ольга Громова. Комфорт в кубе

Говоря в общем об ощущениях о выставке: то ли мы действительно живем в конце времен, то ли контраст с миром конца ХIХ века так разителен… Однако от такой концентрации работ в музее создается тягостное ощущение кризиса. Но именно этой теме, особенно актуальной среди российских и уркаинских современных художников, и посвящена выставка.

Юлия Застава. У растений нет нервной системы

Одна надежда, что вслед за любым Апокалипсисом всегда наступает Возрождение.

Арсен Савадов. Лаборатория Орфея

Алексей Каллима. День рождения Афродиты

 

 

Анна Ландихова