Ричард Энсетт: “Я иду очень узкой тропой, на грани успеха и провала”
3 июня Платформа для культурных инициатив ИЗОЛЯЦИЯ открыла выставку “Переменная облачность”, которая стала завершающим этапом резидентного проекта для художников. Проект начался летом 2012 года: восемь художников-представителей разных стран провели несколько недель в Донецке, после чего представили результаты своих художественных исследований. Специально для ART UKRAINE британский фотограф Ричард Энсетт рассказал о своём участии в выставке и о представленном на ней проекте “Больничные сады”.
Ричард Энсетт. Из серии "Больничные Сады". Фото, 2011г.
Ася Баздырева Выставка “Переменная облачность” стала результатом резидентного проекта для фотографов, в котором вы приняли участие. Летом прошлого года вы провели несколько недель в Донецке - совершенно уникальный для западного человека опыт...
Ричард Энсетт Уже выходя за пределы своей жизни в Великобритании, я был свободен исследовать определённые глубоко личные понятия ущерба и личности, и в процессе этого исследования я почувствовал сильную эмпатию к Украине и её народу. Приехав в Донецк, я боялся возможной неудачи, но перенаправил эту энергию в работу. Я никогда не испытывал подобных ощущений в такой короткий период времени. Украина подняла во мне чувства, которые казались давно потерянными.
Ричард Энсетт. Из серии "Больничные Сады". Фото, 2011г.
- Вы когда-нибудь участвовали в подобных резиденциях и что нового вы получили с таким опытом?
- Нет. Впервые я получил такую поддержку и необходимые для работы сроки. Это позволило мне полностью погрузиться в разработку нового проекта, находясь при этом в очень благоприятной и непредвзятой среде. Определённо, создавая новые работы, я получил значительный личный опыт.
Ричард Энсетт. Из серии "Больничные Сады". Фото, 2011г.
- Цель проекта “Переменная облачность” - привлечение внимания международных художников к Донецкому региону как к новому пространству для современного искусства. Как бы вы определили потенциальный вклад проекта в развитие этой идеи?
- Внедрение художественной практики таких масштабов в Донецке может показаться эксцентричным. Сотрудники ИЗОЛЯЦИИ - незаурядные личности, работающие в невероятно трудных условиях, чтобы изменить свою страну. Они вдохновляют тех, кто не верит в возможноть перемен. Современное искусство представляет зрителю комплекс идей, которые не всегда раскрыты другими способами. Мой опыт пребывания в Донецке показал, что ИЗОЛЯЦИЯ даёт новому поколению украинцев надежду, что есть что-то, что выходит за пределы установленных обществом стандартов. Возможно, это нелёгкий путь, но если искусство может вдохновить одного человека осмелиться надеяться на большее - это того стоит.
Многие великие художники пришли из ниоткуда, после чего были раскрыты и поощрены. Тарас Шевченко, к примеру, был крепостным, после чего был отдан на учение своему хозяину Павлу Энгельгардту, - никогда не достиг бы своего культового статуса без поддержки других художников и других просвещенных членов общества.
Великие явления возможны только тогда, когда мы осмеливаемся оттолкнуть границы вокруг нас, ничего не происходит, если мы просто сосуществуем в статус-кво. Я очень благодарен ИЗОЛЯЦИИ за поддержку моего пути.
Ричард Энсетт. Из серии "Больничные Сады". Фото, 2011г.
- Проект был инициирован в сотрудничестве со знаковым украинским художником Борисом Михайловым. Очень трудно избежать сравнений его и вашего стиля фотографии. Особенно в серии “Больничные Сады”. Считаете ли вы Михайлова художником, повлиявшим на вашу художественную практику?
- Я обнаружил "Историю болезни" Михайлова в лондонском букинистическом магазине и она меня поразила. С капиталистической точки зрения Запада работа была политической и подрывной, очень современной по своей сути. Это этап, определение диссидентского действия, это вызов пассивному агрессивному нападению капитализма на эстетический ландшафт. Она разрушает все возможные эстетические и моральные границы, это коррупция, доступная через сам акт коррупции.
Моя цель как художника быть свободным от сил, заставляющих меня подчиняться эстетическому консерватизму - коррупции амбиций, совершенно разрушительной силы при создании произведений любой значимости. В “Истории болезни” я впервые увидел, насколько я был далёк от своей цели и какими ограниченными были мои личные достижения. Это вдохновило меня для будущей работы.
И да, я, может быть, даже и не подался бы на эту резиденцию, если бы не Михайлов. Его работы ещё раньше дали мне почувствовать, что моя художественная практика имеет ценность, что я не одинок в ней.
- Расскажите о проекте “Больничные сады”: что послужило импульсом к его созданию?
- Простой физический акт фотографирования скрывает сложность создания произведения, которое способно резонировать с широкой аудиторией. Из-за мгновенного характера действия, первоначальный импульс не всегда очевиден, подсознательную мотивацию в процессе создания можно проанализировать лишь после. Я с самого начала выразил намерение отказаться от идеи постколониального осмысления общества. Я искал сопереживания с Украиной как государством и народом. Я был в поисках проекта, определённого не национальными границами, а общечеловеческими, общей метафорой. Как только я приехал в Донецк и увидел больничные сады, гуляющих тут и там людей со сломанными конечностями, я тут же начал проект. Всё началось с самоисследования через жизнь других людей и закончилось эмпатией к ним.
- Вы работаете с жанром классического портрета, тем не менее зритель может увидеть в вашей фотографии ссылки на классическую живопись и скульптуру.
- В моей практике существует элемент пропаганды, который требует использования некоторых установленных эстетических критериев. Я ссылаюсь на композицию “Портрета четы Арнольфини” Яна ван Эйка и считаю, что возрождение повляло на эстетические каноны, которые определили современный мир. Мои работы сравнивали с живописью и раньше, но я не ищу прямых связей. Я фотограф и работаю с визуальной средой моего времени, я не стремлюсь к ностальгическим ассоциациям даже в прелелах самого медиума.
Ричард Энсетт. Из серии "Мать и дитя". Фото, 2011г.
- В ваших работах существует очень тонкая грань между документацией и созданием новой мифологии. Как бы вы сами определили ваши фотографии между этими категориями?
- Даже не смотря на то, что мы не доверяем фотографии как правдивому изображению действительности, есть часть нас, которая всегда попадает под соблазн. Моя практика направлена на создание произведений реальности, которым нельзя в полной мере доверять. Художник как будто воссоздаёт жизнь, но умышленно нарушает установленный порядок вещей. Это является причиной, по которой мои работы сложно воспринимать только как реальность или только как фантазию. Мой художественный посыл прост: все не является тем, чем может казаться, жизнь сложнее тщательно выстроенных вселенных, которые мы создали вокруг себя для рационализации мира. Я иду очень узкой тропой, на грани успеха и провала.
Ричард Энсетт. Из серии "Аутичные мальчики в городском парке". Фото, 2011г.
- Мне очень нравится магистральная идея “Больничных садов” о том, что исцеление может прийти только изнутри. Как эта идея связана с вашим персональным опытом и как транслируется на условия Донецка, в которых была реализована?
- Я приехал в Донецк сломленным, не зная, возможно ли восстановление. Контекст того, как я определял свою жизнь в течение многих лет, поверг меня в кризис идентичности, параметры которого я, человек, которого усыновили, не иимеющий генетической или социальной определённости, изучал в предыдущих работах. Проект начинался не только как сопереживание к травме пациента, но и жестокому историческому наследию самой Украины.
Плодородие донецких почв, их насыщенность минералами дали идею надежды на то, что восстановление придёт (все участники проектов “Больничные сады” и “Аутичные мальчики в городском парке” стоят на земле). Есть ощущение, что Украина ищет решения за пределами себя, глядя на Запад и его идеализированную модель капитализма или на Восток с его навязанной дисциплиной - но решение здесь, у вас под ногами. Плодородие Украины - забытая национальная метафора. Я не берусь судить вашу политику, скорее повествую о своих экзистенциальных процессах через эмпатию к Украине и народу. В своём художественном выссказывании я говорю о том, что именно исследование своих эмоций ведёт к более глубокому пониманию эмоций других людей.
Изображения любезно предоставлены Ричардом Энсеттом
Ася Баздырева