8-я Берлинская биеннале современного искусства

29 мая открылась восьмая по счету Берлинская биеннале - один из наиболее авторитетных художественных форумов Западной Европы, известный своим тяготением к дискурсивности вместо зрелищности, и более или менее очевидным политическим уклоном в выборе тем и авторов. Берлинская биеннале была основана в 1996 году Клаусом Бизенбахом, который затем и стал куратором пилотной выставки в 1998 году. Первым и бессменным институциональным партнером проекта, а также его основной принимающей площадкой является один из наиболее активных и, что важно, не «мейнстримных» арт-центров немецкой столицы - Kunst Werke или попросту KW.

 

Экспозиция в KW. Фрагмент инсталляции Tonel

 

Среди кураторов биеннале на протяжении 16 лет ее существования числились такие небезызвестные персонажи, как Массимилиано Джионни, Адам Шимчик и вездесущий Ханс Ульрих Обрист. Предыдущий 7-й «выпуск» был воспринят критиками и художественным сообществом с весьма противоречивыми эмоциями, но, в то же время, абсолютно точно ознаменовал собой переломный момент в истории как самого берлинского форума, так и, в целом, всего международного института периодических масштабных выставок aka биеннале. Ее куратор, польский художник Артур Жмиевский, работавший над проектом в тесном сотрудничестве с Иоанной Варшей и символическом - с группой «Война», устроил в Берлине «первую биеннале политики». Вход на выставку был принципиально бесплатным, а к участию приглашены не столько профессиональные художники, сколько активисты, историки, социологи, руководители оппозиционных политических организаций и представители самых различных видов деятельности, как, например, мэр Боготы и участники движения Occupy, проживающие в лагере непосредственно на территории KW. Курировать 8-ю в этом году биеннале был приглашен бывший куратор Witte de With Хуан А. Гайтан, привлекший в качестве участников так называемого Художественного совета еще шестерых художников, кураторов и исследователей: Тарека Атуи, Каталину Лозано, Наташу Гинвала, Мариану Мунгуйа, Олафа Николаи и Дана Во.

 

Визитной карточкой Берлинской биеннале уже давно стали малоизвестные или отдаленные выставочные локации, позволяющие заезжим посетителям биеннале и самим горожанам исследовать не только современное искусство, но также и «другой» Берлин.  Помимо необычного месторасположения, отправной точкой каждой биеннале на концептуальном уровне была и остается сама тема города, его непростой истории и неоднозначного сегодняшнего культурного, политического и общественного контекста.

 

Не стала исключением и текущая биеннале. В этом году основной по площади и количеству работ локацией стал просторный Музей Далема (Museen Dahlеm), который находится фактически в пригороде Берлина. По задумке куратора, расположение биеннальных объектов непосредственно внутри постоянной экспозиции Этнографического музея и Музея искусства Азии то и дело подводит посетителей к выбору: оставаться ли на территории современного искусства или же углубиться в осмотр музейного собрания. Другая, еще более отдаленная площадка биеннале – Haus am Waldsee, построенная в 1920-х гг. частная вилла, c 1946 года функционирующая как выставочная площадка для современных художников.

 

Постоянная экспозиция в Музее Далема

 

David Bradley, часть постоянной экспозиции Музея Далема

 

Еще одна локация биеннале, озаглавленная Crash Pad, была обустроена в отдельном крыле KW и предназначена исключительно для дискуссий и лекций. Дизайн этого места, задуманного как воображаемый «подарок Германии от Греции» создал для биеннале художник и архитектор Андреас Ангелидакис. Эклектичная смесь псевдоантичных колонн и пестрых восточных ковров апеллирует к изобретенному европейцами понятию античности как одному из основополагающих факторов формирования новой идентичности модернизированной в 19 веке Греции.

 

Andreas Angeliakis, площадка Crash Pad в KW

 

Еще две «прибавочных» (sic) площадки проекта - серия тиражных плакатов 9+1 и будущая публикация Excursus, своеобразная передвижная выставка в печатной форме, для которой каждому участнику основной части биеннале было предложено разработать визуальное высказывание на два разворота.

 

Фото: Евгений Никифоров