Алексей Сай: «Я не понимаю слова “вдохновение”. Я ставлю себе задачу и решаю ее»

На прошлой неделе Алексей Сай представил выставку «Новый пейзаж» в Dymchuk Gallery. В нее вошли 10 работ художника разных лет, фиксирующие стройплощадку как обязательный элемент городского пейзажа. Анита Ковалевская расспросила у творца о том, почему он «сам себе направление» и почему в качестве единственного учителя воспринимает объективную реальность.

 

Как вы прокомментируете название? Как оно связанно с общей идеей проекта?


Работы – это элементы пейзажа, который я обычно игнорирую, воспринимаю как что-то временное, то есть, заведомо принимаю его как часть будущего. Но на самом деле он существует сейчас, и в этой сериии работ я поднимаю вопрос о перенастройке восприятия сиюминутных впечатлений. Так же, как эти картинки (для того, чтобы воспринять их в целом, надо  перенастраивать зрение), так же надо воспринимать и пейзаж, действительность. Это тренировка восприятия дейстивительности на слое «сейчас».

 

Что вдохновило вас на создане серии?


У меня вообще не бывает вдохновения. Это слово, которого я не понимаю. Я ставлю себе задачу и решаю ее.

 

Здесь и далее – фото автора с открытия «Нового пейзажа»

 

Проект – это поиск решения какой-то конкретной социальной задачи? Он критический?


Не вполне. Социальный слой найти можно – это застройка, в первую очередь. Но мои работы скорее об обьективном восприятии того, что есть, без никаких слоев. То есть, человек смотрит на недостроенный дом и либо представляет его достроенным, либо игнорирует его как вещь некрасивую. Подобный взгляд упускает обьективную действительность.

 

Экспозиция абстрактная, концептуальная. Что закодировано в работах?


Закодировано? Скорее всего, я закодировал возможность рассматривания того, что обычно не подлежит рассматриванию.

 

 

Присутствует символизм цвета?


В цвете примерно столько же символизма, сколько и содержания: меня интересует цвет, меня интересует обьективное, живописное качество работы. Это часть работы, и я ее не отбрасываю. Иногда мне интересно решить задачу одного цвета, иногда – другого.

 

То есть, вы не придаете никакого особого смысла цветам, с которыми работаете?


Я просто не думаю, что это необходимо. Смысл в самой работе – именно в том, что она не воспринимается цельно, пока ты определенным образом на нее не посмотришь. Так же и обьекты, которые я рисую: они не воспринимаются сейчас, но воспринимаются как нечто, что будет, но на самом деле они уже есть.

 

 

Каким же особым образом нужно смотреть на ваши работы?


В упор, потом отойти, затем сфокусировать зрение. Точно так же, как и в классической живописи.

 

Много времени ушло на подготовку проекта?


Да, это у меня постоянно действующая серия. Я дополняю ее регулярно.

 

 

Работы уже где-то выставлялись?


Все вместе – нет. Хотя некоторые из них – да. Эту серию я продолжаю уже лет десять.

 

Вы относите себя к какому-то определенному направлению в искусстве?


Да нет, ни к какому. Я сам себе направление.

 

 

Возможно, есть художники, творчество которых повлияло на формирование вашего индивидуального художественного стиля?


Я стараюсь видеть все. Сейчас я стараюсь использовать как учителя обьективную действительность.

 

По вашему мнению, был бы этот проект о застройках, на которые мы, по привычке, не обращаем внимания, актуален за границей?


Да, конечно.

 

 

Вообще,  могут ли, с вашей точки зрения, современные концептуальные проекты изменить что-то в материальной реальности?


Да. Они и меняют. Просто это не законченная и обозначенная вещь, поэтому и результаты подсчитать нельзя. Но на самом деле люди сталкиваются с последствиями концептуальных художественных проектов чаще, чем привыкли думать.

 

То есть, они способны изменить восприятие?


Да, они меняют восприятие,  меняют инструменты восприятия людьми друг друга. Они усложняют и обогащяют коммуникацию между людьми. Искусство имеет смысл.

 

 

Что бы вы сказали о своих работах с материальной, чисто описательной точки зрения?


Это серия тяжелых для восприятия карин, плюс звуковое сопровождение.

 

В чем идея звука?


Я фрагментировал и преводил с помощью роботов и переводчиков одну песенку Билли Джоэла (Billy Joel – авт.). В ней упоминается множество социальных явлений и политических личностей, а в припеве говорится о том, что не мы разжигали этот огонь – он горел до нас и будет продолжать гореть после нас. То есть, такая достаточно безнадежная песенка: хотя в припеве он и дает определенную надежду, но в основном тексте ее нет. И этот ключевой припев я переводил до получения такой вот характерной белиберды.

 

За какими художественными направлениями вы видите будущее искусства?


За всеми. Никто не должен победить.

 

 

 

 

***

 

Анита Ковалевская – начинающий фотограф, которая любит искусство. Автор ART UKRAINE.