Джентрификация посредством искусства: в Шанхае всё будет спокойно

Колония художников в Шанхае, известная как Weihai Road 696, похоже, доживает свои последние дни. Один из последних оплотов современного некоммерческого и малокоммерческого искусства в Шанхае, колония располагается неподалеку от престижной центральной Нанкинской улицы (Nanjing Road), на которой сконцентрированы массовые туристические приманки и торговые центры.

 

Старые фабричные здания на Weihai Road 696 стали общежитием для целого ряда художников, объединив под общей крышей живописцев, графиков, скульпторов, аниматоров, дизайнеров одежды, фотографов, перформансистов, актеров театра и даже кулинарную школу. Кроме студий и ателье, в колонии существует также несколько экспериментальных галерей. 

Теперь же этот шанхайский "Улей" будет разогнан в связи с джентрификацией района.

Джентрификация – актуальный термин, используемый для обозначения планового превращения нефешенебельных и отсталых районов города в районы «окультуренные» - чистые, безопасные и коммерчески успешные, то бишь с продаваемой недвижимостью. Такой район обычно реконструируют и обновляют, или же сносят старые постройки, чтоб избавиться от старых коннотаций и воспоминаний. Конечно же, речь идёт о заброшенных районах, близких по расположению к центру (да, бывает и такое. Примеры можно найти и в Киеве). Достигается это, в первую очередь, отселением бывших обитателей на периферию и заселением обновленных районов более состоятельным населением. Интересно, что художники выступают тут своего рода «санитарами»: не раз замечено, что места на карте, отмеченные присутствием художников, часто реабилитируются от негативных коннотаций, изменяют свою мифологию.  

Таким образом, художников, которые уже создали особую ауру этого места, сменяют бизнесмены. Так произошло и с московской АРТСтрелкой, которая превратилась в анклав высокого потребления с приставкой "арт-" для самых-самых. По слухам, власти хотят превратить район коммуны в высокодоходное офисно-дизайнерское пространство, так называемую "креативную зону". Но для художников из Weihai Road она вряд ли будет доступной по причине высокой арендной платы. Да и мало кто хочет работать в таких выхолощенных "зонах", среди клерков, менеджеров и туристов. Уже сейчас в колонию приходят различные полицейские чины и попросту подолгу пялятся на художников. Вроде бы ничего, но, по сути, это такой метод спокойного вытеснения. Все это проходит на фоне нашумевшего сноса мастерской Ая Вэйвэя в том же Шанхае. Но в отличие от известного художника, к тому же подзаработавшего на семечках, у резидентов коммуны Weihai Road 696 нет средств на постройку собственных домов среди рисовых полей.

Знаково, что эту стратегию облагораживания местности уже взяли на вооружение некоторые умные организации. Например, некоммерческая нью-йоркская организация No Longer Empty целенаправленно применила данную стратегию в рамках Шестой ливерпульской биеннале, проходившей в сентябре 2010 года. Идея заключалась в том, чтобы апроприировать заброшенные дома и разорившиеся после кризиса площади под выставки. Задумка должна была повлечь за собой два результата: повышение присутствия искусства в отсталых зонах и повышение шансов заброшенной недвижимости быть взятой в аренду (подробнее) О том, чем это закончилось, правда, слышно не было.

Из всего сказанного становится очевидным, что люди близкие к искусству способны создавать вокруг себя какие-то особые пространства, для многих притягательные. Притягательные и для нас с вами, и для вуайеристского взгляда власти: как было сказано, полиция приходит в коммуну и просто наблюдает за жизнью и повседневными практиками художников; и разве не таким же вуайеристским был взгляд сквозь камеру Тьерри Гетта, который с тупой настойчивостью наблюдал, чтоб потом повторить? Стоит вспомнить и про интерес по отношению к комплексу Пятихатки (подробнее). Явление далеко не масштабное, оно тем не менее вызвало резонанс своей беспрецедентностью, да и самим фактом своего осуществления, ведь в нашей стране препятствий для этого, пожалуй, больше, чем в Шанхае. Но стоит, стоит пытаться…

Фото шанхайской коммуны

Художник Чен Ханфен

          

Игорь Тищенко

Юлия Попова