Алёна Кузнецова: «Цвет начал приобретать интенсивность, напоминающую космическое пространство»
Киевская художница Алёна Кузнецова последовательно продолжает свои художественные исследования абстрактной живописи и цвета как самостоятельной сущности. Работы из новой серии отсылают зрителя к космической тематике. Абстракция выстраивает альтернативные пространства, уводящие взгляд во вселенскую бесконечность. Александра Погребняк пообщалась с художницей в процессе подготовки к персональному проекту «Гравитация» в киевской галерее Nebo. Открытие выставки совпадает с Международным днём космонавтики и состоится 12 апреля.
Алёна, помнишь ли ты момент, когда осознала себя художницей? Как ты к этому пришла?
Когда я училась в художественной школе и позднее в университете на Изобразительном искусстве, пленэры были неотъемлемой частью академической практики. Акварель и масло были излюбленными материалами. Это было завораживающим и новым занятием: таскать на себе этюдиник, осознавая себя настоящим художником. Такой архаичный, но, тем не менее, необходимый этап, для того, чтобы укрепить свое намерение, развить самостоятельность и учиться у природы. Я рисовала всегда, но в определённый момент изменилось моё отношение к самому процессу. Возник внутренний интерес, и я начала очень много работать, помимо заданий в рамках учебной программы. Именно тогда я поняла, что стала художницей. С тех пор этот запал не угасал.
Андромеда. Алёна Кузнецова
Насколько тяжело тебе было уйти от академического рисунка и начать работать с абстрактной живописью, выработать свой собственный стиль?
Да, начинала я конечно с академического рисунка и живописи. Сейчас же мой подход совершенно иной. Но переход к абстракции был плавный и постепенный. А владение академической методикой скорее формирует базис, основу основ, на которой все держится. Меня заинтересовал цвет как самостоятельный феномен. Тогда же увлеклась контемплятивной живописью и, по сути, начала учиться заново, настолько отличался подход этой школы от всего, что я знала раньше. Привлекло неожиданное отношение к цвету, который перестаёт следовать за формой, а выдвигается на первый план, и всё внимание сосредотачивается на процессе. Контемплятивная живопись стремится приблизиться к жизни через познание цвета как сущности с определенными качествами, характером, состоянием. Тут важно наблюдение, зрительное погружение, метод.
Зефир. Алёна Кузнецова
Как это повлияло на твой дальнейший художественный поиск?
В этом я почувствовала что-то очень близкое и созвучное, потому что большинство действий в жизни современного человека предполагает наличие цели, постоянное устремление к результату. А жизнь в процессе становится роскошью. Отключится от посторонних раздражителей, лишь для того, чтобы исследовать весь спектр собственных чувств и переживаний. Похожее состояние необходимо при работе с цветом – процесс руководит, ты не задумываешься о результате. Это самое сложное и даже пугающее в начале. Неизвестность. Когда не видишь на несколько шагов вперёд. Логическое мышление уберегает человека от необдуманных поступков, а в рамках моей практики необходимо полностью уходить от этих навыков. Тут важна сосредоточенность на том, что происходит в данный момент, на каждом движении, при выборе каждого нового цвета и оттенка.
При таком абстрагировании от результата, в какой момент ты понимаешь, что работа готова?
Завершением работы над картиной становится решение остановиться в определенный момент. Хотя можно и не останавливаться, а продолжать изменять произведение чуть ли не до бесконечности. Когда я ощущаю, что работа закончена, стараюсь отвлечься от своих суждений и попробовать себя в роли зрителя. Мне интересен неожиданный результат, новый эффект, непривычная гамма, не свойственная моим предпочтениям. Но зритель всегда привносит свое виденье, свое отношение. Ведь цвет всегда очень объективен, как застывшее, зафиксированное состояние. Каждая работа должна резонировать с особенностями мировосприятия каждого зрителя. Поэтому, и это замечательно, сколько людей, столько и мнений, столько и интерпретаций одной работы. И часто картина оказывается либо особенно близкой зрителю, либо совсем непонятной.
Вселенная 2. Алёна Кузнецова
Часто ли зритель в абстрактной работе пытается выделить образы?
Разные люди находятся на разных этапах понимания абстракции. Меня радует, что всё чаще зрители готовы выйти из зоны комфорта, для приобретения нового опыта знакомства с картиной. Возможно, попытка объяснить беспредметное знакомыми образами, неотъемлемая часть работы интеллекта. Часто ко мне обращаются с такими догадками, описывают «расшифрованные» образы, которых нет и не должно быть в абстрактных работах. Такая тенденция натолкнула меня на создание проекта «Daydreamer», в котором я поднимаю вопрос «образа» в абстрактном произведении искусства. Для визуализации идеи, я использовала компьютерную программу, с помощью которой на основе моей абстрактной живописи был создан ряд цифровых работ, в которых начинали присутствовать образы. Эта программа – искусственная нейронная сеть – по сути, является компьютерной имитацией человеческого мозга. Запрограммированная на распознавание закономерностей на картинках, она использует ряд сформировавшихся шаблонов для поиска и проявления этих образов. В абстрактных произведениях алгоритм выделяет и усиливает уже знакомые объекты, имитируя постоянное желание зрителя всё опознавать и вписывать в логику устоявшихся образов.
Космос. Алёна Кузнецова
Можно ли сказать, что есть два подхода к процессу знакомства с абстракцией: когда зритель пытается рационализировать увиденное и когда отдаётся впечатлениям?
Пожалуй, правильнее воспринимать абстрактную живопись на уровне ощущений. Откинуть все мысли и попытаться понять, каково тебе находиться рядом с определённой работой, какие чувства она у тебя вызывает. Хотя мне как человеку с художественным образованием, бывает сложно абстрагироваться от рационализации, я подхожу и смотрю работу вблизи, отхожу далеко, анализирую гамму, материалы, представляю процесс.
Насколько получившаяся работа зависит от твоего настроения в момент создания?
На самом деле бывает по-разному, но точно могу сказать, что не ставлю себе цели передать в картине какие-то конкретные эмоции. Всегда стараюсь приступать к работе в максимально уравновешенном и спокойном состоянии. Как же получается, что определённая работа вызывает у зрителей похожие эмоции, для меня остаётся загадкой. Я работаю с краской, как материальной веществом, а в итоге получается произведение со своим эмоциональным притяжением. Есть неизменные правила, связанные с психологией цвета, желтый – легкий и радостный цвет; красный – максимально самодостаточный, активный; синий – цвет в себе, он движется от зрителя вглубь себя. Это наглядно, если говорить о монохромах. Все становится сложнее, когда к трём базовым добавляются другие цвета и оттенки. Тут уже начинается «магия нюансов», а первоначальный эффект цвета вступает во взаимодействие с остальными.
Волна. Алёна Кузнецова
Расскажи о каких-то интересных моментах создания работ.
Прорывом в моем творчестве стал момент, когда прошлым летом обустроила себе мастерскую практически на открытом воздухе, у меня появилась возможность экспериментировать с новыми материалами и сложными красками. Возможность работать в условиях такой «лаборатории» определило начало нового подхода в моей живописной технике. А самым волнующим моментом всегда является высыхание краски, когда я работаю в смешаных техниках. Иметь дело с краской как с жидкой субстанцией гораздо сложнее, нужно не просто следить, но и постоянно вмешиваться в ход высыхания, направлять, корректировать процесс, иногда дополнять. Таким образом, случай и свобода, имеющие место при создании работы, всегда уравновешиваются пониманием и контролем на основе академических знаний о цвете. Это необходимый баланс, без него никак.
Что тебя вдохновляет?
Я разделяю вдохновение одного момента, когда ты замечаешь что-то новое или с неожиданной стороны узнаешь давно знакомое, но самая хорошая «подзарядка» происходит во время путешествий, пускай даже совсем коротких. Для меня очень ценно проведенное время на природе, возможность заниматься простыми вещами, много гулять, наблюдать природные явления, становится их частью. Смена дня и ночи – восход потом закат – это же невероятное смешение цветов вокруг тебя. Также вдохновляет взаимодействие микро и макромира. Не один час могу провести в приложении Google Earth, прослеживая, как меняется ландшафт по мере приближения либо отдаления спутникового изображения разных точек земного шара. Как все в природе взаимосвязано, и часто какие-то масштабные ландшафты совсем не отличишь от изображения, которое можно увидеть через микроскоп, что в свою очередь совершенно неожиданно может напоминать что-то внеземное, космическое.
Алёна Кузнецова
Серия твоих новых работ называется «Вселенная», кроме того у тебя есть работы «Космос», «Андромеда», «Спутники и туманности». Как ты пришла к исследованию космической тематики в своем творчестве?
Такая тематика возникла сама, когда я начала работать в новой смешанной технике, исследовать новые материалы. Цвет начал приобретать физические свойства, которые наиболее напоминали космические структуры, очень детализированные, в которые можно всматриваться, наблюдать за их фрактальными свойствами. За крупными элементами, при изменении масштаба проявляются все новые пространства, уводящие нас в эту вселенскую бесконечность, в которой ты можешь двигаться как внутрь, так и вовне.
У многих мысли о чем-то бесконечно маленьком или бесконечно большом вызывают волнение…
Я даже по себе замечаю, что чем больше ты начинаешь это постигать, тем сильнее это волнение. Сложно представить, что могут чувствовать ученый, который знает о Вселенной гораздо больше, чем обыватель.
Твой новый проект называется «Гравитация», какие ты видишь интерпретации этого физического процесса в живописи?
Тут все зависит от точки зрения и подхода, ведь гравитация как сила притяжения существует в различных проявлениях. Это и притяжение, которое существует между работами в экспозиции, некоторые из которых по своей совместимости и взаимодополнению подобны половинкам одного целого. Также хочется упомянуть тектонику, которую в геологических науках также определяет гравитация. Что же касается тектоничности в живописи, тут интересно балансировать на грани с антитектоничностью, по средствам использования особенностей материала достигать то эффекта стабильности и жесткости то создавать ощущение неустойчивости и невесомости в живописи. В некоторых произведениях силы гравитации позволяют создать работу без четкого определенного верха и низа, подобную космическому пространству, в котором понятия верх, низ, право, лево – относительные. Не существует движения вперед или назад, есть только огромное пространство, которое едва ли удаётся охватить человеческим сознанием. Тем не менее, гравитация присутствует в любой точке космоса, это доля притяжения абсолютно всех тел, существующих во Вселенной.