Анатолий Дымчук: «Площади Мыстецкого Арсенала позволили увеличить и разнообразить проект»

С 12 по 30 июня в Мыстецком Арсенале будет проходить выставка «Одесская школа. Традиции и актуальность». Уникальность проекта заключается в том, что впервые в одной экспозиции будет собрано такое количество одесских художников и направлений второй половины ХХ – начала XXI века. В преддверии открытия выставки мы поговорили с коллекционером и галеристом Анатолием Дымчуком, который является организатором выставки.

 

Анатолий Дымчук 


Екатерина Филюк Расскажите, пожалуйста, о проекте «Одесская школа». Как появилась идея собрать все одесское искусство в одной выставке?

Анатолий Дымчук В дореволюционной Одессе существовала традиция проведения крупных художественных выставок, наибольшую известность из которых получили Салоны В. Издебского. Достаточно упомянуть, что в Салоне 1909 года приняло участие 150 художников, представивших 900 произведений. Список имён поражает. Достаточно упомянуть Ж. Брака, А. Матисса, А. Марке, К. Ван Донгена, А. Руссо, В. Кандинского, П. Синьяка, В. Вламинка, П. Боннара, М. Гершенфельда, А. Дерена, Ф. Явленского, Ларионова, Н. Гончаровой, Лентулова, Петрова-Водкина и т.д. Желание сделать нечто подобное возникло достаточно давно. Первым шагом к достижению цели стал проект «Рестарт», состоявшийшся в 2009 г. в Одессе и Киеве. К созданию проекта «Одесская школа. Традиции и актуальность» меня подтолкнул президент ТПП Украины Геннадий Дмитриевич Чижиков, предложивший и создавший условия для проведения выставки одесских художников в Донецке. Это стало следующим шагом на пути реализации масштабных проектов. Надеюсь, будет и третий... С группой единомышленников приступили к подготовке огромного Украинского проекта, предусматривающего участие более 100 художников, работающих в актуальном искусстве. Надеемся, нам удастся показать его в США и некоторых странах Западной Европы.

Выставка «Одесская школа. Традиции и Актуальность». Арт-Донбасс

 

- Вы уже упомянули о выставке «Одесская школа. Традиции и актуальность» в Донецке. Расскажите немного о ней. Киевляне увидят те же работы?

- В Донецке нам был оказан радушный прием. Мэр города Донецка Александр Лукьянченко, по сути, создавший и принимающий активное участие в жизни муниципальной галереи АртДонбасс, с большим интересом ознакомился с экспозицией выставки и вручил нам почетные памятные знаки г. Донецка. Последовало предложение от директора Мыстецкого Арсенала Натальи Заболотной показать Одесский проект в Киеве. Огромные площади Мыстецкого Арсенала позволили нам в несколько раз увеличить и разнообразить проект, включив в него видео, инсталляции, скульптуры и объекты, а также сделать ряд спецпроектов внутри проекта: реконструкция «квартирной выставки» «Бебеля, 19», «заборная выставка» «Сычик+Хрущик», персональные выставки Ю. Егорова и В. Маринюка, проект «Нонконформизм 2013». О последнем хочется рассказать подробнее. Несколько лет назад с подачи Игоря Гусева у меня появилась идея обратиться к художникам группы «Мамай» с просьбой создать работы «музейного формата» - 2х1,5м, 2х2м. Группа состоит из художников-нонконформистов, которые, как правило, создавали небольшие камерные работы (если только речь не шла о заказанных государством монументальных декоративных панно). Я обратился к Сергею Савченко, он идею поддержал, но приступать к работе художники не спешили. В этом году я снова обратился к членам группы с предложением создать большие нефигуративные полотна. Как человек очень дисциплинированный первым к работе приступил Владимир Стрельников, Виктор Маринюк также поддержал идею и начал работать, а дальше началась цепная реакция. За несколько недель 9 художников создали по две-три работы для этого проекта. Фактически в Арсенале будет премьерный показ проекта «Нонконформизм 2013».

 

Владимир Стрельников за работой. Проект «Нонконформизм 2013». Фото: Олег Забава

 

- У вас очень большая коллекция одесского искусства. Скажите, работы, представленные на выставке, только из вашей коллекции?

- Нет. Поскольку стояла задача представить участников выставки работами первого ряда, возникла необходимость обратиться за помощью к коллегам-галеристам, коллекционерам Одессы и Киева, художникам и семьям художников. Количество людей, предоставивших работы, уже перевалило за 20.

 

Насколько я знаю, вы приехали в Одессу в достаточно зрелом возрасте. Как случилось, что вы стали интересоваться одесским искусством, коллекционировать, открыли галереи в Одессе и в Киеве?

- Искусством я интересовался с детства. В Одессу я приехал после окончания института, уже неплохо ориентируясь в истории мирового искусства. Но именно Одессе я благодарен и обязан тем, что начал коллекционировать произведения украинского искусства и создал галерею. Именно Одесса сумела убедить, что искусство высочайшего уровня существует не только в д’Орсе, Метрополитен, Лувре, собрании Гуггенхайма, но и в Украине, Одессе. И не только в прошлом, но здесь и сейчас.

 

 

- Помните ли вы первую работу, которую приобрели?

- Да, конечно. Это работа Евгения Рахманина. Хотя, справедливости ради признаюсь, что работа, которую мне хотелось приобрести в первую очередь у Евгения, не продавалась, купил другие, более того, на неё была очередь коллекционеров. Собственно, эта работа подвигла меня к коллекционированию и открыла для меня одесский нонконформизм. Предложение художника сделать повтор или вариант меня не устроило. Ушло 10 лет на то, чтобы убедить художника с ней расстаться, приводя с каждым годом все более и более весомые аргументы. В результате произведение Е. Рахманина «Гунн в Риме» таки стало жемчужиной коллекции. Опыт приобретения этой работы в полной мере подтвердил высказывание одного известного французского коллекционера: «По-настоящему произведением искусства можно насладиться только тогда, когда оно вам принадлежит». От себя бы добавил, разумеется, если работа приобретена легально.

 

Евгений Рахманин. Гунн в Риме. 1976

 

- Какое из направлений одесской школы наиболее близко лично вам?

- Хороший вопрос. Нет плохих направлений, критерием для меня служит уровень мастерства. Все великие интересны: Гомер и Герман Гессе, Данте и Джеймс Джойс, Поль Верлен и Иосиф Бродский. Одно не исключает другого: Френсис Бэкон и Микеланджело, Эгон Шилле и Веласкес, Люсьен Фрейд и Малевич, а применительно к Одессе – Юрий Егоров и Валентин Хрущ. Другими словами, когда речь идет о Мастерах, вместо или/или, предпочитаю и/и, конечно же, с поправкой на личное пристрастие.

 

В чем, по-вашему, уникальность одесской школы? 

- Одесская школа отличается наличием глубоких традиций, широтой художественного диапозона: от Костанди до Фраермана, от Божия до Олега Соколова. Ответ на этот вопрос очень удачно сформулировала Ольга Савицкая: «…в одесской живописи нет праздничных, горячечных и горьких красок… Одесситы выезжают за счет тонкости, а не яркости отношений». Завершу словами метра Ю. Егорова, сказавшего, «что одесскую школу «объединяет воздух». Я бы добавил – он же и Свет.

Юрий Егоров. Ланжерон. 2000

 

 

Екатерина Филюк