Арсенал: история одного разоружения

В советское время в Арсенале было довольно тихо. По крайней мере так казалось извне - ведь доступ к закрытому режимному предприятию, на котором ремонтировали ходовую часть бронетехники и изготавливали микросхемы стратегического назначения, был ограниченным.  Мало кто из киевлян мог представить, что через несколько десятков лет территория секретного завода станет форпостом искусства, и не только классического, но и современного, того, которое в советское время считалось «дегенеративным» и находилось под крепкой пятой тоталитарной эстетики.

 Путь к искусству оказался достаточно тернистым. Первая идея создать на территории Арсенала художественный комплекс промелькнула еще на заре независимости, когда Сергей Комиссаренко, который в то время занимал должность вице-премьера Украины, предложил переносить сюда коллекции из лаврских музеев.   Название же «Мистецький арсенал» впервые появилось в 2002 году, когда вышел президентский указ «О некоторых мерах к вступлению Украины в третье тысячелетие».  Несмотря на то, что идеи перепрофилирования бывшего стратегического объекта изредка приходили в голову отечественным чиновникам, Арсенал до 2003 года находился на балансе Министерства обороны.  И только  в 2003-ем он был переведен на баланс Министерства культуры.

 Уже очень скоро по стране прошел слух - в Арсенале планируется создание едва ли не крупнейшего в Европе Центра современного искусства. Первой ласточкой на пути к созданию Центра должен был стать проект фонда Виктора Пинчука «Прощай, оружие», прошедший в Арсенале под кураторством Александра Соловьева осенью 2004 года и завершившийся 14 октября - непосредственно накануне событий «оранжевой революции».  Выставка «Прощай, оружие» была не первым проектом Фонда Пинчука на пути создания собственного арт-центра.  До этого была «Первая коллекция», которая проходила в залах Национального союза художников.  Однако именно в Арсенале размах замысла Пинчука почувствовался в полной мере. Действительно, на территории в 4 000 квадратных метров расположился беспрецедентный в истории Украины проект, который, хотя и пунктирно, но очертил всю новейшую историю современного украинского искусства.

 На волне политических изменений в стране в начале 2005 года было решено создать государственное предприятие «Мистецький арсенал».  Культурно-художественный комплекс был задуман как нечто вроде «украинского Лувра».  Метафора о Лувре оказалась очень живучей, но довольно расплывчатой.  Четкой однозначной концепции развития комплекса предложено не было, как не было создано и эффективной команды культурных менеджеров для управления выставочными работами комплекса.  Зато в Арсенале начались масштабные реставрационные работы, которые до сих пор частично закончены лишь в одном крыле здания.  Однако перманентное строительство, в котором Арсенал находился на протяжении последних пяти лет не помешало проведению там нескольких масштабных проектов. Да, именно Арсеналу обязан своим рождением и эстетическим тоном художественный фестиваль «Гогольфест», который с мая 2007-го ежегодно проводился в стенах художественного комплекса .

 Также в мае 2007-го в Арсенале произошло еще одно интересное событие - выставка проектов-финалистов международного конкурса визуальных искусств «Эйдос».  Проект стал одним из первых масштабных мероприятий фонда поддержки современного искусства «Эйдос», который в конце нулевых играл значительную роль в поддержании актуальных некоммерческих художественных проектов в Украине.

 Следующим этапом развития Мистецького арсенала стал август 2009-го, когда в рамках празднования годовщины независимости Президент Украины торжественно открыл отремонтированное крыло художественного комплекса.  Открылся комплекс кураторским проектом Натальи Заболотной - выставкой «De Profundis.  Вехи украинской пластики ».

 В мае 2010-го в Арсенале снова сменилось руководство, и снова все разговоры украинской художественной среды продолжаются вокруг комплекса-легенды, который на протяжении последнего десятилетия олицетворяет надежду на создание полноценной художественной площадки.  И действительно, Арсенал - это уникальное многоэтажное пространство со своей атмосферой, невероятными огромными залами, монументальными и одновременно изящными сводами, подвалами, поражающее своим размахом, уникальными историческими валами и масштабной территорией в самом сердце столицы.  Если  Украине удастся осознать необходимость осуществления полноценной культурной политики и привести в порядок историю с Арсеналом, - мы, наконец, получим выставочный комплекс, которому будет завидовать мир.

 Сегодня Арсенал снова становится на кратковременный ремонт - с июля до ноября 2010-го.  А уже в ноябре здесь откроется ярмарка «Арт-Киев», которая впервые пройдет на такой масштабной площадке.  В дальнейшем руководство комплекса обещает вести полноценную выставочную деятельность - параллельно с завершением реконструкции и воплощением амбициозных планов относительно размещения здесь перманентных и временных экспозиций древнего, классического и актуального искусства.  Хочется верить, что уже очень скоро Киевский арсенал наконец станет рядом с другими подобными мировыми гигантами, которые пережили этап «конверсии» - Венецианским арсеналом, в котором обычно располагается главный проект Венецианской биеннале, Берлинским арсеналом (который в Германии называется цейхгауз, и в котором размещается огромный исторический музей), Арсеналом в Нижнем Новгороде, где разместился филиал российского государственного Центра современного искусства.