Арт-школа на Чапаева

Мои самые яркие воспоминания детства связаны с «художкой» на Теремках. Натюрморты, пленэры, чаепития, преподаватели, друзья, многие из которых впоследствии тоже «ушли в искусство»… Там царила атмосфера творчества и тонких отношений между учителями и учениками, человеческого внимания друг к другу и домашнего уюта, которая из «серьезных» художественных заведений выветривается начисто. Мне было с чем сопоставить – к примеру, с втискивающей учеников в прокрустово ложе «надо рисовать так, а не иначе» РХСШ – ни красы от нее, ни радости... То есть, жизнь мою предопределила детская художественная школа, где нас учили получать удовольствие от искусства – погружаться в него. Окунаться в творческий поток, в котором исчезает время и пространство, с головой.


Задумываясь над проектом собственной Арт-школы, я «зажигала» в себе этот эмоциональный фон, который по-прежнему остался ярким – ощущение радости, открытости новому, абсолютной вовлеченности в процесс… Хотелось сделать его своей фишкой, или, как принято выражаться маркетинговым сленгом, своим «уникальным предложением».

Ведь, не секрет, конкурентное поле в этой среде достаточно плотное и найти свою нишу непросто. С одной стороны, существуют студии «имени разных художников», готовящие к поступлению в ВУЗы, куда приходят абитуриенты. С другой стороны, разнообразные группы так называемого «арт-релакса» и «арт-терапии», куда валом валят измученные напряженным графиком офисные работники. Эта новая и модная тема не предполагает обучения рисованию как таковому. Странный подход, дело в том, что взяв в руки кисть или карандаш, вы уже априори получаете свой «релакс», входите в иное измерение и отрешаетесь от суеты будней. А если еще и получается нечто изобразить, то это два удовольствия в одном. Поэтому, стойко придерживаюсь того мнения, что свою «творческую судьбу» можно доверить только в руки профессионалам… Собственно, встреча с профессионалом, мнение которого является непререкаемо авторитетным, и предопределила мое видение концепции школы – ее задачи и целевую аудиторию.



Как-то чудесным летним днем, болтая с Андреем Блудовым, я спросила его, не подскажет ли он кого-то, кто мог бы преподавать у нас… Мне повезло, что Андрей «подсказал» себя – это даже слишком подходящая кандидатура, поначалу я боялась, что использовать преподавателя с 22-летним стажем работы в Академии искусства для учеников нулевого уровня, все равно что забивать гвозди микроскопом… Но его миссия оказалась все же благодарной. Во-первых, это прекрасный художник, со слишком серьезным даже, как на актуального живописца, отношением к живописи и собственным, глубоким, пониманием ее задач. Убеждена, что лучше учиться у того, кто может поделиться не только мастерством, но своим внутренним миром и своим собственным видением. Благодаря ему уже практически со второго занятия ученики достигают впечатляющих успехов. Вытащив мольберты на тротуар рядом с галереей (школа находится в галерее «Институтская», обеспечивая безотходный цикл ее функционирования) группа рисовала красивую улочку с пока не очень изуродованной застройкой XIX века – это действительно одно из самых приятных мест в городе.

Люди, которые пришли, не были знакомы с тем, как стоить форму, не знали, что такое перспектива, но, кажется, достаточно легкого касания руки мастера – и все получается быстро и само собой. Странно, но отдача усилий преподавателя видна сразу. Кто эти люди? Взрослые, успешные, состоявшиеся. Те, кто считает, что творческая сторона личности нужна в любом деле – и развивают в себе ее, не боясь ставить такие сложные задачи, как научиться профессионально рисовать и писать красками. Да, для них это релакс, прежде всего, и сумасшедшее удовольствие – когда они говорят об этом, понимаешь, что время потрачено не впустую. Метод Андрея основан на раскрепощении творческого сознания. То есть, академические штудии рисунка и живописи чередуются со «стилизациями», изучением разных манер, приемов, языков, направлений, дающих широту жеста и свободу дыхания. Так, после краткого экскурса в историю импрессионизма, ученики пишут этюд в импрессионистской манере. Столько радости в глазах увидишь не часто – когда отбрасываются все условности «правильного» академического подхода, и из искусства извлекается его эмоциональный экстракт.



99% успеха обучения зависит от преподавателя, насколько он способен избавить человека от его страхов и комплексов… Преподаватель детской группы школы (дети от 6 до 12 лет), Ирина Пшеничная, работает в этом же ключе. Ее основная задача – научить ребенка говорить себе «я могу» и воспитать в нем крепкую личность. Понаблюдав за тем, как она это делает, невозможно не впечатлиться. В обычной студии ребенок чувствует себя предметом мебели – забившись в угол, незаметно «малюет». У нас отсидеться не удастся, тебя все равно на каждом занятии сделают центром всеобщего внимания. Ирина очень чутко относится к творческому потенциалу ребенка и постоянно корректирует обратную связь с ним. Дети сначала рисуют, потом обсуждают то, что сделали – так укрепляется хрупкий механизм социальной адаптации. Их учат анализировать свои ощущения, не бояться аудитории, ценить собственные мысли и своеобразие. Посидев на таком «разборе полетов» в расслабляющей атмосфере с чаем и конфетками, можно поймать себя на мысли, что если бы меня в детстве научили вот так же легко говорить, видеть, слушать и слышать, то впоследствии в жизни возникало бы гораздо меньше страхов. Прежде всего, мы воспитываем в ребенке уверенность в себе, тогда и основы мастерства он «впитывает» значительно легче…

Еще одна составляющая концепции школы – это история искусств. Раньше, я как-то не ощущала в себе тяги к преподаванию, и даже была категорически против этого, но когда появляются благодарные слушатели – это меняет дело, преподавание абсолютно всех предметов (назовем их так условно) выстроено на диалоге и обратной связи. Есть запрос – мы отвечаем. Краткий курс общей истории искусств, история искусства для детей, история современного искусства… 

Поскольку Арт-школа находится на территории и в пространстве галереи, было бы нелогично перерезать «пуповину», связывающую ее с современным искусством. Благо, все художники друзья галереи «Институтская», спасибо им, готовы поддерживать нас и проводить мастер-классы по скульптуре, фотографии, всевозможным графическим техникам. Мастер-классы (как и арт-терапия) – это тоже подозрительно остро модная тема, но мы собираемся придать ей более актуальный уклон. Ближайшее событие этого направления – мастер-класс Владимира Сая, который расскажет о современных и авторских техниках и технологиях в скульптуре на примере собственного творчества. Особо лестным оказалось согласие Тиберия Сильваши, имя, авторитет и аналитические способности которого для меня являются одними из самых весомых в ситуации «здесь и сейчас», провести совместный мастер-класс тире лекцию по абстрактной живописи – ее основных направлениях, течениях, приемах, возможностях. Уверена, что это станет ярким и запоминающимся событием. Так что, наша команда полна планов, надежд и оптимизма – и, будем надеяться, что все сложится именно так, как задумано…

 

Виктория Бурлака