Автор: неважно кто

В Московской галерее Spider & Mouse прошла необычная выставка «Поколение художников, пожелавшее остаться неизвестным». Кураторы представили серию работ, не указывая их авторства. Попытка выставить работы художников, отказавшихся от брэнда собственного имени, вызвала развернутую дискуссию в блогосфере. Возможно ли сейчас анонимное искусство? Представляет ли выставка «Поколение художников, пожелавшее остаться неизвестным» вариант анти-дюшановского поворота? Ведь именно после «Фонтана» Марселя Дюшана ни у кого не осталось сомнений в том, какое значение имеет имя художника в оценке произведения искусства. Или на сегодня уже невозможно выйти за пределы механизма арт-индустрии?

В галерее Spider & Mouse

Прежде всего галерея Spider & Mouse – это своего рода заповедник московского андеграунда. Подвальное помещение галереи скорее напоминает подпольные мастерские и выставки советского периода и 90-х годов. Она не открыта для посещения, и ее владельцы (Марина Перчихина, Игорь Иогансон) не занимаются коммерческими проектами.

Экспозиция выставки

Выставка была посвящена работам художников, работавших в 80-90-х годах, но отошедших по разным причинам от искусства и теперь никому неизвестных. Их имена не были и не могли быть озвучены, что являлось концептуальной частью выставки. Идея организаторов, Дениса Мустафина и Матвея Крылова, которые, в свою очередь, отказались называться ее кураторами, заключалась в том, чтобы показать работы, за которыми не стоит никакого разрекламированного имени, и выйти, таким образом, на чистое некоммерционализированное искусство.

Экспозиция выставки

Мысль о том, что настоящее искусство должно выставляться анонимно, довольно актуальна сегодня, когда успешность продажи художественных объектов напрямую зависит от степени разрекламированности имени автора. По мнению Юлии Вольфсон, выставка «Поколение художников, пожелавшее остаться неизвестным» является хорошим экспериментом по созданию новой функции искусства. Если идея анонимных выставок станет массовой, современный арт-бизнес рухнет, и история искусства выйдет на какой-то новый виток. Другой вопрос в том, вокруг какого нового смысла эта история тогда будет строиться.

Экспозиция выставки

Но и в выставке «Поколение художников, пожелавшее остаться неизвестным» нет полной анонимности. Есть условные кураторы, их имена известны.

Действительно, не все так просто.

Именно Мустафин и Крылов как люди, собравшие в единое целое визуальный материал, и выступают, по мнению критиков, в роли художников. Выставка была бы невозможна без концептуального заявления: «вот анонимное искусство» ее организаторов. И в этом случае отсутствие авторства уже спорно. Ведь произведение искусства делается таковым благодаря художнику, который о нем заявляет.

Экспозиция выставки

В попытке преодолеть «авторополагающий» поворот Марселя Дюшана, Мустафин и Крылов все равно попадают в его ловушку.

Независимый статус галереи Spider & Mouse позволяет давать откровенную оценку тому, что там выставляют. По этому поводу хочется озвучить точку зрения, высказанную Авдеем Тер-Оганяном - проект «Поколение художников, пожелавшее остаться неизвестным», безусловно, интересен, в отличие от самих работ. Денису Мустафину и Матвею Крылову удалось поставить интересные вопросы, при этом показать скучные картины, смерть художника в его анонимности и конец искусства.

Экспозиция выставки

Не смотря на то, что выставка не снимает проблематику анонимного искусства, она является важным этапом в ее осознании. Действительно ли могут существовать произведения современного искусства в отрыве от автора? Если продолжить интенцию к анонимности и имя куратора также замалчивать, то не займет ли место такого брэнда сама галерея? И в конечном итоге, возможно ли сейчас искусство без брэндовости как таковой, без узнавания, без тенденций и моды?

 

 

Анна Ландихова

фото взяты с блога Spider & Mouse

http://mpmouse.livejournal.com/