Человек горячей звезды. Анатолий Лимарев
Анатолий Лимарев (1929 – 1985) в экспертной художественной среде признан одним из наиболее выдающихся украинских живописцев. Однако широкой аудитории имя этого художника, увы, мало о чем говорит. Анатолий Лимарев работал в конце 60-х - начале 80-х годов, и его творчество, не соответствовавшее канонам соцреализма, было вытеснено на маргинез советского художественного дискурса.
Однако и сегодня работы Лимарева зритель не видит. Его единственная персональная выставка состоялась в 1988 году – через три года после смерти художника. Тогда же вышел небольшой каталог его работ со вступительной статьей Александра Найдена – одной из немногих существующих статей о Лимареве. После выставки около десяти работ были приобретены в коллекцию Национального художественного музея Украины – все творческое наследие Анатолия Лимарева хранится в его семье. В том, что со времен ретроспективы в конце 80-х работы Лимарева не участвовали в выставках, винят дочь и ныне уже покойную жену художника.
Пятый Большой Антикварный Салон стал достойным поводом и возможностью вновь провести ретроспективу работ Анатолия Лимарева, художника музейного уровня. Масштаб выставочного пространства Мыстецкого Арсенала – по сути уникальной украинской экспозиционной площадки - позволил представить на выставке работы Лимарева в необходимом объеме - до нескольких десятков картин.
В преддверии открытия Антикварного Салона мы встретились с дочерью художника и сегодня его единственной наследницей – Анной Лимаревой. Она назвала предложение Арсенала долгожданным, поскольку давно мечтала о подобной выставке, дающей шанс имени отца и его работам громко и уверенно вернуться к зрителю, и впредь никогда с ним не расставаться. Мы также надеемся, что ретроспектива будет способствовать новой активной экспозиционной судьбе наследия Лимарева, и хотим отдать должное художнику, чье творчество все еще ждет своего адекватного прочтения.
Автопортрет
Нет ни одной монографии о художнике Лимареве, и, как мы уже вспоминали выше, статей, посвященных Анатолию Лимареву, едва ли наберется десяток. Да и те, что существуют – скорее дружеские воспоминания о нем, нежели попытка глубокого критического анализа его творчества (на которое и мы в данной статье не претендуем!). Впервые, еще вначале 80-х годов, о Лимареве написала известная сегодня искусствовед Ольга Петрова, также водившая с ним дружбу. Впоследствии Ольга Петрова не раз уделяла Анатолию Лимареву должное внимание, в частности опубликовав свободно доступную сегодня в Интернете статью о нем в газете «Зеркало недели» (1999 год). Однако знавших Лимарева и всегда ценивших его творчество задевают не совсем оправданные заявления Петровой о том, что она в своих статьях «открыла» его.
Памяти М. Вайнштейна. 1982
Все, кто писал о Лимареве, пытались дать ему короткое емкое определение, одним махом, одним именем обозначить все его творчество. Ольга Петрова называет его украинским Ван Гогом и «солнцепоклонником». Александр Найден видит в работах Лимарева прямое отражение народного искусства. Нам кажется, творчество Лимарева и сама его фигура в искусстве несколько сложнее, и не поддаются одному определению.
На реке. Июль. 1978
В его работах действительно много солнца. Более того, солнце присутствует в большинстве его работ – в портретах, равно как в пейзажах: если солнце не светит прямо «в глаза», оно отражается в грязной луже, проглядывает сквозь тучи и ветки деревьев, отражается в оконных стеклах или даже пустых банках (об этом дальше), его лучи ниспадают на стол или стул, солнце присутствует даже в загоревших лицах людей и спелых фруктах.
Вишенка. 1979
Однако, невзирая на это солярное изобилие, приложения «солнцепоклонник» к Лимареву не достаточно, ведь в его работах не только солнце. В них также ночь и свет электрических ламп, люди и их внутренне свечение, непрозрачный пыльный степной воздух и многое, многое другое.
Ужин комбайнеров. 1977
Очевидно, что эстетика Лимаревской живописи определена его любовью к украинской степи, невыносимо жаркой днем, и прохладной, благоухающей ночью – эта эстетика понятна и близка каждому, кто хоть раз там побывал.
Перед грозой. 1977
Анатолий Лимарев родился на Донбассе, в селе неподалеку от Амвросиевки, и спустя годы вновь и вновь в теплую пору возвращался в родные места работать – степь была его мастерской, как замечает Александр Найден.
День. Фрагмент триптиха "Жизнь родной земли". 1967-1967
Анна Лимарева: «Отец уезжал на Донбасс в июне и возвращался в сентябре, а то и позже. Там он работал. Донецкая степь была больше, чем его любовью, она была его жизнью».
Баба вяжет лук. 1983-1985
В. Солодухин. 1975
Работы Лимарева пропитаны аурой украинского юга – они буквально дышат ароматом полыни и ночной фиалки, свежего подсолнечного масла и помидорных стеблей, благоухающих под раскаленным солнцем в полдень, вкусом парного молока с горячим пшеничным хлебом и только что сваренным сливовым вареньем. Лимарев очарован югом. Он очарован природой и атмосферой юга, его белым от звезд ночным небом, сплошными желтыми коврами подсолнухов на полях и красными степными коровами. И в тоже время он очарован неторопливой работой людей, привычных к зною. Поэтому наравне со степными пейзажами и пасторалями, Лимарев, как малые голландцы, пишет жанровые картины быта – вот мать в тени связывает косами на зиму сочный полевой лук, женщины режут фрукты для варенья, сосед снимает шкурку с тушки убитого кролика - а за процессом наблюдает пес, в ожидании лакомств, старик заботливо окуривает пчел, дающих приторно-сладкий подсолнечный мед. Лимарев стремится передать ауру южного быта, запечатлеть его во времени, поделиться его красотой со зрителем.
Банки. 1985
Отсюда и знаменитая работа «Банки», умиляющая и удивляющая каждого зрителя. Но это не просто игра солнечных лучей в стеклянных сосудах (вывести которую из регистра обыденного на уровень возвышенного, должно признать, дано не каждому) – это консервация сахарных южных домашних помидоров в характерные трехлитровые банки, сакральный обряд.
Подсолнухи. 1960
По странной и достаточно унизительной традиции легитимировать творчество отечественных художников, писателей и прочих через сравнение их с мировыми звездами, по сути умаляющей их значение и самоценность, и Анатолий Лимарев был назван украинским Ван Гогом. Однако если все же следовать этой логике сравнений, в той или иной мере дающей ключ к понимаю личности и творчества, скорее можно проводить параллели между Лимаревым и другим художником, обретшим мировую славу - Хаимом Сутиным (1893-1943).
Пасечник. 1977-1985
Сумасшедший художник. Художник, обладавший ярким и выразительным, оригинальным и запоминающимся стилем. Будучи неприспособленным к жизни, оторванным от будничной реальности, Сутин не мог побеспокоиться о судьбе своих работ. Как следствие талантливый менеджер от искусства, первый арт-менеджер, Пабло Пикассо, оценив манеру Сутина, ее как всегда успешно позаимствовал, а работы самого Сутина пытался уничтожить.
Бабы. 1975
Как Лимарев, Сутин был «наш» - родился под Минском, и, останься он там, возможно, и не стал бы всемирно известным экспрессионистом. Как и Сутин, Лимарев был оторван от жизни, был художником, а не менеджером. Правда, Лимареву не встретился свой Пикассо – соцреалистам и не было толку повторять его несоответствующую канонам манеру. Напротив, Татьяна Яблонская, возглавляющая в том время Союз художников и, по выше упомянутой традиции, называемая украинским Пикассо, называла солнце Лимарева яичницей.
Дочь художника Анна Лимарева с фото его работ
Лимареву это было настолько же обидно, насколько и безразлично. Перфекционист, он никогда не был до конца доволен ни одной из своих работ, и ни одну не считав оконченной, дорабатывал их, дописывал на протяжении всей своей жизни – потому так много картин и датируются началом 80-х, концом его жизни. Из-за внутреннего трепета Лимарев нуждался в признании, своего рода одобрении, коммуникации со зрителем. В тоже время ему были безразличны реакции внешнего мира – он был самодостаточен в своем творчестве.
Фрагмент триптиха "Жизнь родной земли". Утро. 1967-69
Анна Лимарева: «Для него важно было, как его воспринимают, но это не мешалось с творчеством. Ведь как раз в творчестве он абсолютно четко знал, чего хочет, и стремился к этому, бесконечно совершенствуясь.
Фото работы "Утро" с латкой
В Союзе художников его просто не замечали, игнорировали. Он не очень часто появлялся на выставках. И даже если ту или иную его работу брали на выставку, делали замечания, заставляли править – ставили условия участия. Яркий пример – картина "Утро" из триптиха "Жизнь родной земли": две фигуры под стогом назвали «неприличными» и заставили их убрать. Отец специально для выставки их заклеил, а потом эту латку снял».
Анатолий Лимарев, Аким Левич, Григорий Тютюнник
Анатолий Лимарев был одним из участников печально известной «Выставки девяти», инициированной молодыми «андеграундными» художниками советской Украины, которым пришлось пятнадцать лет добиваться своей выставки. Их работы не пропускали, правили, не допускали. К моменту открытия выставки в 85 году сами художники стали уже не так молоды, а их творчество не столь радикально – чиновники от искусства добились своего. Сегодня непросто понять, как невинная живопись Анатолия Лимарева – фигуратив с ничем не отличными от соцреалистических сюжетами – могла быть радикальной. Очевидно она не могла в писаться в регистр советского именно за счет внутренней свободы, легкости, непринужденности.
Жрица. Портрет жены
Однако легкость работ Лимарева имеет ту же природу, что и движения балерин на сцене – на самом деле, он очень тяжело работал над каждым полотном. Работа для Лимарева была смыслом жизни. Он рисовал запоем – как истинный художник не мог не рисовать. Но, как вспоминает художник Аким Левич, Лимарев «каждый раз умирал на полотне», воплощал идею о том, что «быть художником – это мука и страдание»1.
Старик. 1980
Возможно, от чрезмерного напряжения у Лимарева развилась психическая болезнь, обострявшаяся по осени. Осенью 1985 года, вскоре после закрытия «Выставки девяти», он покончил с собой, проболев около десяти лет.
Керамика руки Анатолия Лимарева и сухие травы, собранные им на Донбассе. По словам дочери, запах сигарет и травяного полевого чая - запах мастерской Лимарева
Анна Лимарева: «За несколько дней до смерти отца состоялся интересный разговор между родителями и незнакомой женщиной, так же, как и мы, хозяйкой пуделя. Женщина сказала, что она художница, а мама заметила, что отец также художник. На что он, рассмеявшись, ответил – да какой я художник! А вот уже за день до смерти, вернувшись из мастерской, сказал – пожалуй, я что-то сделал».
Блюдце, изготовленное Анатолием Лимаревым. Всего их три, как и чашек - для троих членов семьи Лимаревых
Анна Лимарева, хоть и ушла в науку, следуя по стопам матери и проигноривав художественные гены, очень сильно похожа на отца. Как и он, она совершенно не заботится о мирских благах – Лимаревы, отец и дочь, воплощают феномен возвышенности интеллигентной души над деньгами.
Анна Лимарева хранит травы, собранные отцом
Анна Лимарева: «Пока я могу и должна хранить коллекцию – я буду. Я при коллекции как цепная собака, ждущая выставочных предложений. Но поступают лишь предложения о купле работ. Я же не могу взять и распродать работы. Во-первых, очень не хочется потерять вот то ощущение философии, которое возможно на выставке, лишь когда работы представлены вместе. Ну не нравятся мне люди, которые сейчас имеют возможность покупать, и я ничего не могу с этим поделать.
Весенний горячий вечер. 1970-74
Я не могу воспринимать коллекцию как источник прибыли. Для меня эти вещи несопоставимы – я не могу поменять работы отца, память, на деньги. Одна искусствовед сказала мне – тебе нужно продать несколько работ, купить шубу и поехать отдыхать в Турцию. И я понимаю, что раз такое говорит искусствовед, наверное, в этой жизни что-то перевернулось».
Анна Лимарева со своим детским портретом кисти отца
Возможно, сегодня это выглядит чудачеством, юродством – зачем отказывать себе в удовольствии богатства, обладая дорогостоящей коллекцией работ отца, хранить ее понапрасну? Обществу потребления, поклонившемуся золотому тельцу, трудно принять инаковость, оспаривающую его шкалу ценностей.
Венки из одуванчиков. 1985
Одна из ранних, еще неподписанная, работа Анатолия Лимарева - "Весна". 1970-74. Картина покрыта кракелюрами, отличающими все ранние работы Анатолия Лимарева. Получив профессиональное образование в художественной академии, Лимарев продолжал самообразование. Он выписывал "Дневники Леонардо Да Винчи" и совершенстовал как собстевнный стиль, так и техники смешивания красок. Как следствие, все поздние работы хорошо сохоранились
Мы попытались лишь кратко наметить некоторые отправные точки в исследовании творческой биографии Анатолия Лимарева. Для того, чтобы перекрыть эту лакуну, необходима большая работа. И к счастью, первые шаги в этом направлении уже делаются. В рамках Образовательной программы Пятого Большого Антикварного салона под кураторством Игоря Оксаметного состоялся круглый стол «Анатолий Лымарев. Воспоминания», участие в котором приняли искусствоведы и художники, друзья и родственники художника: Галина Скляренко, Ольга Петрова, Галина Григорьева, Александр Дубовик, Олег Животков, Аким Левич, Юлия Шейнис, Галина Неледва, Виктор Рыжих, Лариса Максименко, Борис Довгань, Зоя и Александр Лерман. Анна Лимарева готовится издать большой каталог работ отца. Интерес к этому художнику жив, и он должен вылиться как минимум в одну монографию и не одну персональную выставку.
Падший ангел. 1983-85
В субботу, 15 декабря, в 16.00 в рамках Образовательной программы Пятого Большого Антикварного Салона состоится бесплатная экскурсия по специальному проекту "Анатолий Лымарев. Ретроспектива", которую проведет специалист Отдела развития музейного дела НКММК "Мистецький Арсенал", куратор проекта Игорь Оксаметный.
Пятый Большой Антикварный салон продлится до 16 декабря.
1 Скляренко Г.Я., Левич А.Д. Вопросы без ответов. – К.: Неопалимая купина, 2005 – С. 9, С.64
Анна Цыба
Фото: Максим Белоусов