Чой Джонг Хва: «Я как пластик – одновременно и вполне обычный, и очень ценный»

В начале апреля всемирно известный корейский художник и дизайнер Чои Джонг Хва представил в Киеве, на Майдане Незалежности свою 10-метровую пластиковую скульптуру в виде лотоса. «Золотой лотос» – первая часть его масштабного проекта Time After Time, который художник готовит специально для Первой Киевской биеннале современного искусства ARSENALE.

 

Чой Джонг Хва

Анастасия Платонова Чой, известно, что вы создали уже не одну подобную скульптуру – они есть по всему миру от Парижа до Токио. Как возник образ цветка? И почему именно это произведение (в различных вариациях) вы решили повторять для самых громких художественных проектов по всему миру?

Чой Джонг Хва В своей работе я пытаюсь использовать простые, распространенные символы — мне важно, чтобы мое искусство было понятно людям. Цветок — один из символов, к которым я часто обращаюсь, поэтому он был выбран для проекта на Майдане Незалежности. Он универсален, понятен большинству людей во всем мире. Вместе с тем он вызывает определенные эмоции, определенный отклик у зрителя.

Тот факт, что таких скульптур с каждым годом становится больше по всему миру, объясняется очень просто: я хочу разделить с как можно большим количеством людей все те позитивные эмоции, которые вызывает образ цветка.

Все, что я делаю, — для людей. В моем понимании функция искусства — не только в созерцании, но и в коммуникации. Важная задача искусства — gether together, объединять людей. Одна из ключевых функций цветка – создание коммуникации между зрителями и искусством, которое я делаю. Поэтому восприятие людей, их мысли очень важны.

Однако для меня важно не только привлечь людей к диалогу, но и заставить задуматься о важных вещах. И цветок является символом, помогающим в этом.

- Как родилась идея создания «Золотого лотоса» именно на Майдане Незалежности, одном из главных центров скопления людей в Киеве? Или же идея локации возникла уже после завершения работы?

- Уже изначально было понятно, что эта скульптура должна быть расположена в городском пространстве, на одной из центральных площадей вашего города. За время подготовки проекта я несколько раз приезжал в Киев, отсмотрел самые разные площадки в поисках локации. После того, как я увидел Майдан Незалежности, узнал о том, как много это место значит для украинцев, я понял, что «Золотой лотос» должен быть установлен здесь. Именно здесь он будет работать лучше всего, объединяя людей и городское пространство.   

 

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о вашем проекте Time After Time, который вы представите на Первой Киевской биеннале ARSENALE? Потому что «Золотой лотос» - это ведь только его часть?

- Скульптура, представленная на Майдане Незалежности – неотъемлемая часть масштабного проекта Time After Time, название которого также перекликается с основной темой биеннале «Лучшее время, худшее время. Апокалипсис и возрождение в современном искусстве».

Я с самого начала планировал частично презентовать киевлянам свой проект еще до старта Первой Киевской биеннале. Я буду рад, если мой «Золотой лотос» привлечет на биеннале еще больше зрителей.

Вторую часть проекта, расположенную в Мыстецком Арсенале, можно будет увидеть уже непосредственно на открытии биеннале. Она будет состоять из нескольких блоков. Во-первых, во внутреннем дворе музея будет возведена масштабная скульптурная имитация «античных», напоминающих древнегреческие развалин, но выполнены они будут из яркого цветного пластика. Во-вторых, я буду работать над дизайном нескольких зон ARSENALE: входной зоны, главного холла, пресс-центра, зоны для просмотра видео, а также зон кафе и ресторана. Наряду с дизайнерскими работами в проекте Time After Time будут представлены мои подвесные инсталляции, они расположатся в выставочной зоне ARSENALE. Таким образом, в проекте будут органично сочетаться дизайн и искусство.

Вообще, на мой взгляд, четкого разграничения между артом и дизайном уже давно не существует. Для меня быть дизайнером и быть художником — две неделимые вещи, неразрывно связанные профессии.

 

- Не могу не задать вопрос относительно цвета. Для ваших работ характерно использование очень ярких цветов 

- Это правда! Яркие цвета, которые я использую в своих работах, берут начало в природе. Традиция использования ярких цветов происходит из древнейших искусств Востока. В частности это характерно для примитивного искусства древних тибетских цивилизаций. Они также использовали такие цвета.

А еще в моем воображении возникает образ восточного рынка, где господствуют яркие краски. Поэтому можно считать, что цвет для меня — это дань восточным традициям в современном искусстве…

 

- Стало быть, золотой – не вполне типичный для вас цвет, разве нет? Почему вы решили сделать лотос на Майдане Незалежности именно в этом цвете?

- Гуляя по Киеву, я внимательно рассматривал ваш город – людей, природу, архитектуру. Я заметил, что в Киеве много золота, например, золотых куполов на ваших величественных церквях и храмах. Золото, на мой взгляд, это еще один мощный символ – прежде всего, он означает деньги, богатство и могущество. Но это также и символ вечных ценностей, чего-то непреходящего – в любые времена золото оставалось золотом, не теряя своей ценности. Все это вместе привело меня к идее выполнить скульптуру на Майдане Незалежности именно в золотом цвете.

На самом деле, я не стремлюсь давать каких-то исчерпывающих трактовок своих работ. Мне гораздо интереснее оставить зрителю пространство для размышлений, возможность самому задавать себе вопросы и искать на них ответы. Поэтому я избегаю давать точные определения тому, что делаю.

 

- Вы только что говорили о своем стремлении вовлечь людей в коммуникацию с вашим искусством. Следите ли вы за реакцией зрителя на ваши работы, и конкретно на «Золотой лотос»?

- Это не первая моя работа, которую активно обсуждают, и даже высказывают противоречивые мнения. Конечно, я знаю, что и «Золотой лотос» также активно обсуждают (улыбается).

Знаете, я глубоко убежден, что современное искусство существует для людей. Это больше не что-то недоступное и элитарное, это нечто, принадлежащее зрителю, принадлежащее людям…

Прежде искусство всегда было некоей привилегией отдельного класса людей, для всех остальных оставаясь недоступным и непонятным. Я же осознанно «тяну» его вниз, делаю ближе к людям, понятнее. Я верю, что искусство – для всех. Не для 1% людей, а для 99%.

 

- Как вы относитесь к тому, что киевляне реагируют на «Золотой лотос» весьма неоднозначно? Что вы сами об этом думаете? Влияет ли на вас и ваше творчество мнение зрителей о ваших работах? 

- Это совершенно нормально, на мой взгляд. Выставляя работу в публичном пространстве, ты неминуемо сталкиваешься с ее публичным обсуждением.

Вообще я всегда слежу за этим процессом обсуждения моих работ, и даже считаю его полезным для себя.

Но я бы не сказал, что такие разговоры могут серьезно повлиять на меня или мое отношение к собственным работам. Я принимаю чужие суждения во внимание, но не более того. 

 

- Вы говорите, что художником может быть каждый. Имеете ли в виду то, что сегодня для этого уже не нужно получать академическое образование и проходить долгий путь? Или же вы действительно полагаете, что художником может считаться абсолютно любой человек, вне зависимости от наличия у него некоего художественного высказывания и готовности заниматься искусством профессионально?

- Конечно, сегодня художником может быть абсолютно каждый. А в сегодняшнем цифровом мире это стало в разы проще… Мне это представляется следующим образом. Каждый человек, становясь художником, одновременно становится центром собственной Вселенной, собственной Сети, связи вокруг которой множатся и могут охватить весь мир.

Каждый из нас может быть художником, и формировать вокруг себя собственную Сеть. И я убежден, что таким будет мир в будущем.

 

- В прошлом интервью журналу ART UKRAINE вы сказали, что ваш любимый материал – уже использованный ранее пластик. Известно, что пластик чрезвычайно долго разлагается. Что это - желание продлить жизнь тому, что иначе обречено еще долго оставаться мусором, или же пластик просто наиболее комфортный для вас рабочий материал? 

- (Задумывается). Я вообще думаю о пластике немного иначе. Во-первых, это самый дешевый и самый доступный, самый массовый материал на Земле – его в мире просто огромное количество. Но из обычного дешевого пластика можно создавать потрясающие вещи, настоящее искусство. Так, простое становится бесценным. На самом деле я даже в некотором смысле отождествляю себя с пластиком: он как я – самый обычный и одновременно очень ценный, особенный (Смеется).

 

- За последние полгода в рамках подготовки в Первой Киевской биеннале вы несколько раз приезжали в Украину. Как за это время успел повлиять на вас Киев?

- Действительно, за время работы над проектом для Первой Киевской биеннале я неоднократно приезжал в Украину. Я провел здесь достаточно много времени, и должен признаться, что я очень люблю Киев, и все, что здесь находится. Киев чрезвычайно светлый город: здесь потрясающая атмосфера, и добрые, какие-то просветленные люди.

 

 

Анастасия Платонова


Фото: Максим Белоусов