Дом - это место, которое ты оставил

Каждый из нас так или иначе задумывается над тем, что такое Дом. Осознанно или бессознательно мы часто на протяжении всей своей жизни ищем это понимание. Мы тревожно стремимся к месту, где нам будет спокойно, где нас ждут, куда нам хочется возвращаться. Год за годом мы ищем себя в этом мире. Пытаемя себя идентифицировать и принять. Возможно, мы начинаем верить в свою взрослость, способность изменить себя и даже мир. И мы правда способны. Но все наши поиски приводят к тому, что именно то, что мы оставили в детстве, навсегда определяет нас.

Арт-подвал Харьковской Муниципальной галереи на короткий период стал домом для работ львовского художника Мирослава Вайды. Было несколько странно увидеть работы Мирослава в Харькове. Всего за пару недель до открытия выставки “Дом” мы виделись во Львове, где художник показал некоторые из представленных в нынешней экспозиции работ. Там, в камерной обстановке кафе львовской галереи Дзига, они почему-то казались уместнее, легче воспринимались и увлекали за собой. Во время открытия в Харькове Мирослав очень сдержанно рассказал о своих работах. Он говорил о том, как те или иные жизненные ситуации, свидетелем которых он стал, натолкнули на размышления о человеческом поиске свободы, себя, дома. Пытаясь понять, что же в этом пространстве не так, я продолжала слушать автора, представлявшего публике свои работы.

 

Мирослав Вайда. Место. 2012, фото

- А этот ваш Чоп, это вообще где? - спросила одна из гостей вернисажа. И тут же перевела разговор к другой теме. Этот неожиданный вопрос и объяснил невнятное чувство неловкости, которое ощутимо сопровождало открытие выставки. Как если бы эта гостья так же безапелляционно спросила: А у вас есть дом? Или ещё о чём-нибудь очень личном.

Выставка Дом состоит всего из пяти работ. Взаимодействие с каждой из них даёт очень разные переживания, которые в итоге помогают сложить идейную линию проекта. 

Главная героиня трёхминутной видеоработы “Глаголица” родилась в 1991 году - год обретения Украиной независимости. Девушка принимает решение сделать татуировку на солнечном сплетении - сложный рисунок, сложенный из архаичного глаголичного шрифта. Для неё это решение является результатом поиска себя и утверждением своего Я. Отныне написанные глаголицей на теле слова “СИЛА. ЛЮБОВЬ. СТРАСТЬ. Я. КРАСОТА. ВОЛЯ.” будут постоянной манифестацией самоидентичности. Это реальная история, которую  докуметирует художник. Здесь возникает определённое балансирование между самоидентификацией на индивидуальном уровне и на уровне государства.

Мирослав Вайда. Глаголица. 2011, видео (скриншот), 3 мин.

Мирослав Вайда. Глаголица. 2011, видео (скриншот), 3 мин.

Видео “Пришельцы” также является документацией реально существующей ситуации. Несмотря на то, что присутствие самого автора на видео не обозначено, зритель легко перенимает его смешанные эмоции - кадры быстро сменяют друг друга, камера переходит от одного ракурса к другому, жадно пытаясь ухватить всё сразу. Представленное в экспозиции видео являет собою только семь минут из нескольких отснятых в резервации для беженцев часов. Таких резерваций в Закарпатской области достаточно много, поскольку именно этот регион является некой буферной зоной между обетованной Европой и странами, из которых в поисках лучшей жизни массово бегут люди. Граждане Ирана, Ирака, Пакистана, Индии и других стран, задержанные на границе, обретают временный дом, в котором пытаются создать хоть и очень условный, но уют и комфорт. Это трогательное видео о том, на что готов пойти человек ради более достойных условий жизни: покинуть родной дом, страну, семью. Это ещё более печально от того, что находятся люди, которые строят свой бизнесс на подобного рода человеческих трагедиях.

 

Мирослав Вайда. Пришельцы. 2011, видео (скриншот), 7 мин.

Инсталляции “Дом” и “Колесо” продолжают заданную концепцией выставки линию - размышление над понятием дома, поисками условного уюта и зоны комфорта, но здесь также появляется категория масштаба. Работы размером чуть больше человеческого роста провоцируют зрителя соотносить с ними самого себя. Помните удачное название фильма “Когда деревья были большими”? Так мы все часто соотносим себя с собой в прошлом. Воспоминания о детстве помогают нам понять, почему мы совершаем те или иные поступки.

 

Мирослав Вайда. Колесо. 2012, инсталляция

Безусловно, каждое произведение искусства начинает жить своей жизнью, как только оно представлено зрителям - и действительно, каждая из представленных в экспозиции работ обладает мощной художественной силой и без привязки к персональной истории художника. Но оно также навсегда остаётся носителем того единственного смысла, который побудил автора к созданию работы. Именно поэтому здесь можно было усмотреть так много личных, интимных переживаний Мирослава. Выставка Дом не даёт конкретных ответов, да и сами вопросы нужно суметь отыскать, но скороее провоцирует зрителя задать себе вопросы и попытаться найти ответы.

 

Мирослав Вайда. Дом. 2012, инсталляция

В 2008 году известный всему миру дуэт художников Элмгрин и Драгсет издали книгу Home Is The Place You Left, название которой взято из первой строки книги, написанной 19-летним Майклом Элмгрином. Книга являет собою подборку текстов-размышлений различных художников над тем, что такое дом. Практически все из представленных эссе носили характер коротких мемуаров о детстве.

“В попытке любого человека освободиться от прошлого можно увидеть, что этот разлом сделан только для того, чтоб найти другой, более подходящий способ “почувствовать себя дома”, заменяя один контекст другим” - из предисловия к книге.

 

 

Ася Баздырева