Ева Гессе: вырисовывая себя
Ева Гессе художница, чья трагическая судьба потрясающим образом вплелась в творчество. Она знаменита своими минималистическими скульптурами из нестандартных материалов, которые начала создавать после союза со скульптором Томом Дойлем. Однако чувственные формы ее скульптур берут начало из более раннего творческого этапа абстрактных рисунков. Об этих рисунках мало говорят, однако они настолько выразительны и несут в себе такой глубокий отпечаток личностной трагедии, что на них имеет смысл сосредоточиться.
Из-под порывистой абстракции рисунков Евы Гессе все время проглядывает портрет. Виллем де Кунинг назвал ее творческий путь, который укладывается в десятилетие «романом с портретом». Будучи вдохновленной декунинговским стилем резких густых мазков, Гессе создает серию абстрактных полотен, в которых все же присутствует странная дикая фигуративность. Ее также увлекали художественные жесты Горки и обнаженная натура Дебюффе. Возрастающий интерес к живописи подогрели возникшая в то время группа КОБРА и Ойвинд Фальстром. После окончания Йельского университета, Гессе переехала в маленькую студию на 9 авеню в Нью-Йорке. Там она работала на полставки, создавая жаккардовые ткани для текстильной фабрики. Именно из этой практики у нее возникло пристрастие к разнообразным материалам и техникам обработки. Работая на фабрике, она уже тогда оставалась полностью занятой на службе живописи. И согласно ее тщательно записанным в дневнике воспоминаниям, к этому моменту живопись стала необходимостью. Там начались эксперименты с материалами и живопись как форма поддержки самообладания и психического испытания.
Ева Гессе. Автопортрет
В ее дневнике также можно найти запись, являющуюся своеобразным кредо ее творчества: «Вырисуй себя вовне и всю. Ты должна заключить договор со своей работой, а не с другим существом».
Ева Гессе. Без названия (1960)
Еврейка по происхождению, Ева Гессе вынуждена была еще в раннем детстве скрываться от фашистского режима, выехать из Германии. Потом она пережила развод родителей и в десятилетнем возрасте самоубийство матери. Ее собственный брак с Томом Дойлем в 1961 году быстро распался.
Ева Гессе. Без названия (1960)
Почти на всех ее портретах можно увидеть сочные и грубые контуры глаз, губ, женской груди. Сюжет, который можно в них нащупать – это скорее атмосфера травмы, беды, чем изображение конкретного человека. Плотские, но мертвенно бледные одинокие лица, пары и тройки фигур. Возникает вопрос, кого изображала Гессе на своих абстракно-фигуративных полотнах? В большинстве своем это – автопортреты, подчиненные попытке справиться с душевными разломами и найти выход внутренней боли.
Ева Гессе. Без названия (1960)
В портретах Ева Гессе показывает тело, абстрактно минималистично, но в то же время применяя избыток краски, деформированные линии. Так называемая свободная фигуративность является для художницы способом передать эротику не буквально, а через призму сложных чувств и восприятий. Таким образом, сквозь сложную закрашенную поверхность полотна, отображащую всю сетку комплексов и проблем проскальзывает до невозможности интимное внутреннее «я» художницы.
Ева Гессе. Без названия (1960)
Некоторые фигуры на портретах, больше похожи на инопланетян, чем на реальных людей, словно бы вытащены глубоко из подсознания. И абстрактный «штукатурный» фон вокруг них грозит поглотить их назад в пучины хаоса, царящего в душе художницы.
Ева Гессе. Без названия (1960)
Рисуя очередную странную фигуру, Ева Гессе заново «вырисовывала себя», обретала взгляд на себя, способ оглянуться. Плотские или фантомные образы дают нам возможность почувствовать сложное и болезненное пространство утраты.
Ева Гессе. Без названия (1960)
Переехав в Германию, Гессе начала создавать скульптуры с использованием все тех же чувственных форм нестандартных материалов: резиновых трубок, синтетических смол, шнуров, тканей, проволоки, латекса, стекловолокна и пластмассы. Это был прорыв в новую область скульптурной практики. Однако многие из использованных ею материалов оказались не вечными и не сохранились до наших дней.
Скульптурные работы Евы Гессе
Американский арт-критик Артур Данто писал про ее работы с латексом, что при всей печальной неизбежности разрушающего латекса, скульптуры Гессе не трагичны, а наоборот, полны жизни, эротики и даже комедии.
Ева Гессе. Без названия (1961)
Все же творчество Евы Гессе принято рассматривать в контексте болезненной борьбы за жизнь. Эстетические несоответствия, никчемные материалы, аморфные линии и призрачность рисунка – все это было способом справиться с эмоциональным хаосом, претворять в произведение искусства то, что могло бы быть просто болью.
Ева Гессе. Без названия (1961)
Двухлетний период абстрактных рисунков в творчестве Евы Гессе завершился следующей записью в дневнике: «Мои картины последних двух лет смотрят на меня. Эти образы были реальностью, воссозданной, встроенной в бытие. Они дают мне обратную связь».
Анна Ландихова