Fashion-выставки: почему они становятся все популярнее?

Все чаще нам удается побывать на выставке работ не только Моне или Пикассо, но и талантливых дизайнеров одежды. Почему экспозиции моды завоевывают сердца посетителей, а также о каких подводных камнях нужно знать, отправляясь на такую ​​выставку, читайте в статье Елены Мартынюк.

 

Статья из ART UKRAINE № 4(23) 2011 июль-август. Рубрика ART & FASHION

Гарольд Кода, главный куратор Института костюма при музее «Метрополитен» в Нью-Йорке, считает, что еще 10 лет назад отношения моды и музеев были довольно непростыми, однако сейчас ситуация меняется. Очевидно, что мода привлекает внимание публики, хотя музейные работники не считают моду искусством. Более того, аудитория выставок состоит преимущественно из женщин. Объективность подхода к подготовке выставки часто нивелируется тем фактом, что именно модные дома спонсируют выставки о себе. Как это, например, произошло в 2005-м с Модным домом Chanel, когда музей «Метрополитен» должен был не только получить грант от французов, но и помощь дизайнера Дома Карла Лагерфельда в качестве советника. Тогда самый известный в мире моды немец сказал, что хотел бы сфокусироваться на современных коллекциях, а не на платьях, созданных самой основательницей Модного дома. Это усилило напряжение между ним и музейными работниками, ведь музеи - это, прежде всего, анализ истории и ее подача сквозь призму современности.

Бытует мнение, что музеи организуют выставки, посвященные моде, чтобы привлечь внимание младшей аудитории и приобщить подростков к просмотру своих коллекций. На таких выставках можно встретить как группы студентов, которые делают зарисовки платьев, так и людей, которые в разное время были связаны с модой, так и всех тех, кто не мыслит своей жизни без fashion, однако не превращает это в профессию.

Сейчас такие выставки стали довольно прибыльным предприятием для музейных учреждений. Посмотрите только, сколько медиавнимания и средств собирают выставки Института костюма в Нью-Йорке! Презентация новых выставок за 16 лет накопила для музея 75 миллионов долларов, а Анна Винтур, главный редактор американского Vogue и влиятельная женщина в мире моды, является председателем наблюдательного совета учреждения. Вспомним, между прочим, выставку в «Метрополитен», посвященную творчеству покойного гения моды Александра Маккуина, который покончил с собой в феврале 2010 года. «Дикая красота» - именно так она называлась. Она привлекла такой интерес, что пришлось продлевать ее экспонирование и увеличивать время работы музея. Кстати, выставки, посвященные моде, в целом недлительны, так как ткани довольно деликатны и могут пребывать под светом софитов ограниченное время.

Еще одним доказательством того, что выставки, посвященные моде, весьма актуальны, является то, что парижский Музей моды закрыт на реконструкцию уже два года, однако директор музея Оливье Саяр решил арендовать другое помещение, чтобы показать работы дизайнера Мадам Гре. Локацией стал арт-музей, размещенный в студии скульптора Антуана Бурделя. Платья кутюрье размещаются среди скульптур, и это неудивительно, ведь Мадам Гре часто повторяла, что хотела стать скульптором, а ее работы словно вытесаны из камня.

Интересным примером ученого, который серьезно изучает моду, является американка Валери Стил. В музее при нью-йоркском Институте моды и технологий она дважды в год организует выставки, посвященные влиянию моды на общество. Например, она несколько лет изучала японскую моду, ходила на показы дизайнеров этой страны - и впоследствии представила выставку «Японская мода сегодня». Среди других выставок, проводимых историком, - «Мода и политика», на которой сквозь призму одежды раскрыта тема американского национализма, а также «Его и Ее» - об эволюции гендерных различий в моде за последние 250 лет.

Однако парадоксально, что сегодня выставки посвящают не только дизайнерам, которых уже нет в живых, но и очень даже современным феноменам. Например, Кейт Мосс, легендарной британской супермодели, чье имя уже превратилось в бренд. Парижский музей декоративного искусства давно планировал посвятить выставку этой британке. Однако ему не хватает средств. Потому этой весной парижская галерея Galerie de l'Instant решила представить снимки модели, сделанные лучшими фотографами мира.

Одна из выставок, которая проходила в лондонском музее Виктории и Альберта, посвящена творчеству японского дизайнера Едзи Ямамото. Ее особенностью является то, что к каждому из 80-ти ансамблей одежды, представленных здесь, можно прикасаться. Обычно трогать музейные экспонаты запрещено, однако такой ход музейных работников преследует цель ближе познакомить посетителей с работами дизайнера, а понять их можно только при тактильном контакте и внимательном рассмотрении.


Среди тенденций выставок, посвященных моде, - показы частных гардеробов культовых личностей, а точнее, настоящих инсайдеров моды, например, наследницы пивной империи Дафны Гиннесс, которая недавно приобрела на аукционе большинство платьев покойной Изабеллы Блоу, британской стилистки, за последние 20 лет давшей путевку в жизнь не одному влиятельному дизайнеру.


Таким образом, теперь моду можно лицезреть не только на подиумах, но и в музейных залах!

 

Елена Мартынюк